В деловых кругах «куратором» «Телекоминвеста» считают министра информационных технологий и связи Леонида Реймана, влиятельного члена команды президента Путина. Отсюда сакраментальный вопрос: смена собственника «Огонька» — это бизнес или политика?
Продажа журнала прежними акционерами — безусловно, бизнес. Мы не знаем, за какую цену журнал сменил владельца, но газета «Коммерсантъ» полагает, что за $3,5 млн. Если сумма верна — это очень хорошая цена для еженедельника, который вот уже много лет тратит денег гораздо больше, чем зарабатывает. Хроническая убыточность «Огонька» и была причиной, по которой полгода назад было уволено прежнее руководство и нанята новая команда. Нам пришлось изрядно потрудиться, чтобы создать новое лицо журнала. Мы почти успели довести эту работу до конца.
Покупка журнала «Телекоминвестом» совсем не похожа на бизнес. Деловая логика должна была подсказать господам связистам не делать этого хотя бы до ноября. Ведь только в конце осени, когда исследовательская компания Gallup Adfact традиционно подсчитывает рейтинги СМИ, стало бы ясно, как восприняли перемены в «Огоньке» его читатели. Увеличилась бы аудитория — и стало бы ясно, что «перезапуск» журнала проведен с успехом. Уменьшилась бы — можно было бы называть проект неудачным. И только потом определять цену сделки.
Но «Телекоминвест» зачем-то спешил. В последнее время со СМИ вообще происходят какие-то странные перемены.
То структуры «Газпрома» вдруг покупают газету «Известия». Что, государственная газовая монополия уже решила все проблемы в своем основном бизнесе?
То вдруг влиятельный владелец гигантской Уральской горно-металлургической компании Искандер Махмудов приобретает акции Издательского дома Родионова, выпускающего «Профиль» и другие журналы и ведущего переговоры о покупке еще нескольких изданий. Никогда раньше господин Махмудов не интересовался средствами массовой информации.
Теперь «Телекоминвест», также не имеющий никакого опыта управления СМИ, занялся «Огоньком». Что за внезапный приступ любви к газетам и журналам охватил близкие к Кремлю олигархические структуры?
Как и у многих моих коллег, в кругу журналистов и издателей, у меня есть только одна логичная версия — политическая. Все это, увы, слишком похоже на заказ партии власти. Скупая газеты и журналы, крупный бизнес обеспечивает их лояльность к «питерской команде» на президентских выборах 2008 года?
Мне хотелось бы оказаться неправым и услышать какую-то другую, но внятную версию этих сделок. Но ее пока нет.
Как бы то ни было, лично я не хочу в этом участвовать и ухожу из «Огонька». Спасибо всем, кто все это время читал нас, писал письма в редакцию и оставлял отзывы на сайте. Извините за внезапное расставание. Не мы начали эту игру.
Влад ВДОВИН, главный редактор журнала "Огонек"
Источник: журнал "Огонек"