- Как будет называться ваш издательский дом?
- Пока неизвестно. Наверное, название это будет связано с "Огоньком". Тем более что других изданий в этом издательском доме еще нет.
- Но они должны появиться?
- Сейчас все наблюдатели активно приписывают такие намерения покупателям "Огонька", а им дай бог разобраться с тем, что есть, и адаптировать журнал к новым условиям. Конечно, с точки зрения экономики, было бы правильно нанизать на издательскую структуру не один, а несколько проектов. Пока получается, что издательский дом создается под один журнал. Никакие другие намерения его покупателями еще не артикулировались.
- Покупка "Огонька" была инициирована Юмашевым?
- Однозначно нет!
- И речь, разумеется, вовсе не о том, чтобы сделать из массового журнала инструмент политического влияния?
- Знаете, я всем, кто это утверждает, говорю: "Ради бога! Хотите про заговор Кремля - пишите, если вам это нравится". Если кто-то расценивает "Огонек" как инструмент политического влияния, то это огромный комплимент журналу. Но, откровенно говоря, меня удивляют разговоры о том, что сейчас якобы прошла "залповая покупка" ведущих изданий по сценарию Кремля. Какая покупка? "Огонька"? Журнала "Компания"? Как такие издания могут влиять на электорат? Вот если нам удастся раскрутить "Огонек" и добиться того, что его будет читать политически активная часть населения, тогда еще можно будет заикнуться о каком-то влиянии. А сейчас...
- С чего же вы начнете раскрутку журнала?
- Сейчас я занимаюсь не журналом, а проектом издательского дома. У нас еще ничего нет кроме брэнда и той редакции, которая сейчас работает, - ни бухгалтерии, ни распространения, ни рекламы. Прежде всего мне нужно создать материнскую структуру, которая примет в свое лоно журнал "Огонек". Останусь ли я просто генеральным директором издательского дома или буду совмещать должности гендиректора и главного редактора журнала, еще не решено. Конечно, я лучше разбираюсь в том, как делать журнал, нежели в том, как делать бизнес.
- Вы уже начали набирать персонал?
- Я набираю персонал для обеспечения издания журнала - сотрудников службы распространения, бухгалтерии. Журналистами я почти не занимался.
- Вы не собираетесь обновлять коллектив редакции?
- В ближайшее время менять состав редакции я не намерен. Очевидно, кто-то из нынешних руководителей журнала будет выполнять обязанности главного редактора. Там остались два заместителя главного редактора - очевидно, и.о. главного будет кто-то из них. Что же касается приглашения в "Огонек" новых людей, то мне бы не хотелось об этом говорить. Я не имею пока реального представления о нынешних журналистах "Огонька", кроме тех трех-четырех человек, которые работали там вместе со мной. За долгие годы работы в журналистике у меня выработалось правило: я сужу о журналисте по оригиналу, а не по вышедшему материалу, над которым поработали редакторы. Для того чтобы узнать журналистов "Огонька", мне нужно посидеть в редакции, почитать оригиналы, познакомиться с людьми. Тогда я смогу понять, кто нужен этому изданию из работающих в нем людей.
Конечно, мы будем менять журнал. Но его журналисты - включая ушедшего главного редактора - не виноваты в том, что все это время занимались реализацией ложной идеи. Они, как могли, пытались ее реализовать. Беда в том, что у нас нет такой аудитории, на которую рассчитывали прежние владельцы "Огонька". Идея была ложной. Поэтому, как только мне ее артикулировали, я ушел.
- И вы не пытались объяснить ошибочность выбранного курса реформаторам из "ОВА-Пресс"?
- Это было невозможно. Владельцы заявили: "Мы хотим, чтобы "Огонек" был журналом для молодых богатых людей". Я возразил: "Эта идея хороша для гламурного журнала, но не для "Огонька", существовавшего сто пять лет как совершенно другое издание". Мне дали понять, что решение это окончательное и изменению не подлежит, и тогда я сказал, что уйду, как только доведу номер. Этот разговор состоялся в четверг. В пятницу я подписал номер, а с понедельника в журнале уже не работал.
- Получается, что жизнь доказала вашу правоту?
- Моя правота будет доказана тогда, когда мне удастся сделать другой "Огонек" - интересный для читателей и привлекательный для рекламодателей.
- В чем состоит ваша концепция нового "Огонька"? В возвращении к истокам или в поисках иного - третьего пути?
- Мне кажется, что "Огонек" может эволюционировать только как журнал общего интереса. У него есть ресурс, которого нет у множества других изданий, - он известен в каждой российской семье. Одно дело - выводить на федеральный рынок Newsweek или "Профиль" и совсем другое - журнал "Огонек". У него узнаваемость 98 процентов! У "Кока-Колы", между прочим, только 90.
- На какую же аудиторию вы собираетесь работать?
- Наша аудитория - средний класс и те люди, которые вплотную подступили к уровню среднего класса.
- И людей этих так много, что можно всерьез говорить о значительном увеличении тиража?
- Намерение увеличить тираж "Огонька" до 100 тысяч экземпляров, приписываемое нам некоторыми СМИ, досадная ошибка. Все дело в том, что незадолго до продажи "Огонька" его бывшие владельцы повсюду разослали свой отчет, в котором говорилось об увеличении капитализации журнала и намерении довести его тираж до 100 тысяч. Это абсолютно нереально. У нас нет ни одного цветного иллюстрированного еженедельника тиражом 100 тысяч экземпляров. Тираж этих изданий укладывается в рамки 60 - 65 тысяч.
- Получается, что все останется в своем нынешнем виде? Состав редакции, тираж, контент?
- Тут нужно двигаться step by step. Если я начну заниматься контентом, провиснет идея создания издательского дома. Когда с издательским домом будет все понятно, я смогу заняться журналом и его эволюцией. Пока на повестке дня у меня бизнес-проблемы.
Источник: «Московские новост»