Газета "Бизнес" о приобритении Sanoma

 Sanoma вышла на рынок распространения периодикиСупермаркеты станут полем боя для прессыВчера входящая в финскую группу Sanoma компания Rautakirja официально заявила о приобретении "Прессэкспо" - распространительской структуры Independent Media. Несмотря на то, что собственник "Прессэкспо", по сути, не изменился, участники рынка опасаются, что сделка послужит катализатором возобновления ценовых войн на рынке распространения в супермаркетах.

Вчера компания Rautakirja объявила о передаче в ее собственность компании "Прессэкспо", ранее входившего в структуру Sanoma Magazines, которая приобрела "Прессэкспо" вместе с российским ИД Independent Media (IM) в начале года. Как рассказал "Бизнесу" старший вице-президент Rautakirja Раймо Курри, в компании приобретение рассматривают не просто как шаг в реструктуризации холдинга (и Rautakirja, и Sanoma Magazines входят в холдинг SanomaWSOY.- "Бизнес"), но как первый шаг монополиста распространения печатной продукции в Финляндии и Эстонии на российский рынок. "За пять лет мы собираемся стать доминирующим игроком в России, однако на первых порах мы сконцентрируемся на рынке распространения в супермаркетах",- говорит Курри. "IM и Sanoma Magazines - издатели, им надо концентрироваться на своем бизнесе, нам - на своем",- объясняет он причины сделки. По словам Курри, Rautakirja собирается в ближайшее время инвестировать в "Прессэкспо" "серьезные деньги". В ближайшие три-четыре месяца он обещает объявить о подписании соглашения с одной из крупнейших московских сетей супермаркетов.

Компания "Прессэкспо" была создана в апреле 2003 года, изначально ею на паритетных началах владели IM и ИД Burda. В ноябре 2004 года Burda вышла из состава акционеров "Прессэкспо". А в январе 2005 года оставшийся единственным владельцем агентства ИД Independent Media был выкуплен концерном SanomaWSOY. На рынке уверены, что переход "Прессэкспо" в управление Rautakirja означает, что Sanoma решил серьезно заняться российским рынком распространения. "Вопреки ожиданиям, с момента приобретения IM финнами "Пресскэспо" не прибавила, а наоборот, уступила один из своих ключевых активов - контракт с "Мосмартом" - прямому конкуренту, ЦДП",- рассуждает директор по распространению ИД Hachette Filipacchi Shkulev (HFS) Вячеслав Керов. По мнению Керова, сейчас "Прессэкспо" начнет наверстывать упущенное. "Если Rautakirja откроет им кредитную линию, у них появятся мощные финансовые возможности",- говорит Керов. Такого же мнения придерживается председатель правления Ассоциации распространителей печатной продукции (АРПП) Александр Оськин, который даже усматривает в заявлениях Rautakirja "агрессивные нотки". "Судя по их заявлению, они собираются вытеснять с рынка других операторов. Если на рынок приходит цивилизованный западный игрок, мы всегда это приветствуем, однако, если это приводит к демпингу и торговым войнам, это ударяет и по издателям, и по потребителям",- опасается Оськин. То, что политика Rautakirja обещает быть довольно агрессивной, предполагает и управляющий директор концерна "Система масс-медиа" Сергей Ключенков. По его словам, недавно Sanoma вела переговоры о покупке с одной из крупных московских распространительских сетей, предлагаю явно завышенную цену - по $20 тыс. за одну точку. По оценкам Оськина из АРПП, сейчас эта цена где-то в два раза выше рыночной. "Они понимают, что за долю на российском рынке, который уже сформировался, им придется доплачивать, и серьезно",- заключает Ключенков. Впрочем, Керов из HFS не думает, что "Прессэкспо" сейчас удастся взорвать рынок при помощи демпинга или завышенных бонусов за вход в супермаркеты. "Если они будут демпинговать или переманивать торговые сети при помощи высоких бонусов, им не удастся построить рентабельный бизнес, а это цель любой западной компании",- уверен Керов. По его мнению, инвестиции могут пойти не столько на вхождение в сети, сколько на оптимизацию технологии работы с супермаркетами.

Источник: газета "Бизнес"