Мы его слепили из того, что было
Холдинг "Балтийская медиа-группа" (БМГ) был создан гендиректором "Радио Балтика" Олегом Рудновым летом 2004 года на базе нескольких, прямо скажем, не самых успешных петербургских СМИ – газет "Вечернее время", "Смена", "Невское время" и радио "Балтика", к 2003 году сдавшего свои позиции и покинувшего первую десятку рейтингов. Позже к ним присоединилось "Балтийское информационное агентство". По всей видимости, руководство БМГ хотело бы, чтобы причиной создания медиа-холдинга считались деловые амбиции. Как сказал в интервью корреспонденту "Радио Свобода" Татьяне Вольской первый управляющий БМГ Сергей Ситников, "главный бизнес – это продажа рекламы, а продажа рекламы эффективна только тогда, когда это все привлекательно. И одна ситуация, когда субъект на рынок выходит с одним маленьким продуктом, или выходит с группой". Сказано – сделано. Расценки на рекламу, например, в "Невском времени" выше, чем цены на рекламу в "Комсомольской правде в Петербурге", традиционно считающейся одной из самых дорогих рекламных площадок. Полоса рекламы в ежедневном выпуске в НВ без учета НДС стоит 45 тыс. рублей, соответственно, с 18%-ным НДС получается 53,1 тыс. рублей. В ежедневном выпуске "КП-Санкт-Петербург" полоса оценивается в 52 тыс. рублей, и это при тираже в 20 и 60 тысяч соответственно! Но за прошедший год, судя по всему, бизнес принес не слишком большие плоды. Рентабельными приобретенные Рудновым "Смена" и "Невское время" так и не стали, а вот жалобы сотрудников редакций на неадекватную оплату труда участились. Как рассказали Лениздату журналисты БМГ, то и дело выплату заработной платы задерживают на 10 дней, а кому-то не выплачивают отпускные или выходное пособие по увольнению. Кроме того, по словам журналистов, писать стало невыгодно, так как размер зарплаты не зависит от количества опубликованных материалов. Наверное, поэтому с весны в "Невском времени" количество публикаций в одном номере колеблется в пределах 25-30, хотя раньше порой переваливало за 50. В "Смене" ситуация более стабильная, однако, обилием материалов не может похвастаться и она. То ли "Смене" так и не удалось завоевать "нишу газеты социального конфликта", как пророчил ей Сергей Ситников в вышеупомянутом интервью "Радио Свобода", то ли эта ниша оказалась не слишком востребованной у читателей, что маловероятно. Справедливости ради стоит отметить, что ситуация, когда журналисту платят вне зависимости от выполняемых объемов работы, сейчас весьма распространена в петербургских СМИ, но вины работодателя за неоплаченный труд журналиста это ничуть не умаляет.
Все на выборы!
Исходя из того, что "бизнес-версия" причин создания БМГ выглядит не очень убедительно, а "альтруистическая" и вовсе несостоятельна и абсурдна, остается сделать вывод, что дело в политике. "Политическую" версию еще в декабре прошлого года выдвинула корреспондент "Коммерсантъ" Анна Пушкарская: "Учитывая то, что в середине 1990-х годов господин Руднов руководил ГТРК "Петербург - Пятый канал", а также его давнюю дружбу с президентом Владимиром Путиным, можно предположить, что будущий медиахолдинг создается с дальним политическим прицелом. Инвесторы холдинга не называются, однако известно, что СМИ господина Руднова активно сотрудничали при проведении ряда акций с "Газпромом" (одним из руководителей "Газпром-медиа" является бывший соратник господина Руднова Александр Дыбаль)" ("Коммерсантъ", 27.12.2004).
На этом месте сразу вспоминается тот факт, который СМИ незамедлительно связали с грядущими выборами президента РФ в 2008 году, что совсем недавно вышеупомянутый "Газпром" приобрел газету "Известия". А "Газпром", в свою очередь, в минувшую пятницу после продажи части акций перешел под контроль государства. Петербургский медийный холдинг, состоящий из СМИ, пусть не самых успешных, но с раскрученными брэндами, - неплохое дополнение к федеральной медиа-империи, и мог бы пригодиться многим кандидатам, в том числе и "кандидату №1". Неоценимую помощь он мог бы оказать и ряду кандидатов в депутаты петербургского ЗакСа на выборах 2006 года. Странно и то, что создание БМГ – де-юре единственного медиа-холдинга в Северной столице – не было подкреплено масштабной пиар-кампанией. У создателей холдинга просто не было средств или еще не пришло время выйти на авансцену? Более-менее заметной деятельность (причем, по сути, не совсем журналистская) нового объединения стала заметной лишь в нынешнем году, когда была создана общественная приемная, а также состоялось несколько публичных акций, проведенных при поддержке группы.
Дело о "пшике"
У нынешнего управляющего БМГ Юрия Вороненкова, ставшего в декабре 2004 года преемником Сергея Ситникова, к слову, за плечами немалый опыт в работе с проправительственными СМИ. В Петербург он, как и его предшественник, переехал из Костромы, где являлся, в частности, главным редактором областной газеты "Северная правда", учредителями которой, помимо собственно редакции, являются Костромская областная Дума и администрация Костромской области. Газета эта примечательна тем, что в июле 2003 года она оказалась в центре скандала, связанного с судебным процессом между прокурором Костромской области Иваном Кондратом и губернатором региона Виктором Шершуновым.
Как сообщает "Газета.Ru", в 2003 году Кондрат подал в арбитражный суд иск о незаконности приобретения Шершуновым автомобиля "Мерседес": прокуратура выяснила, что больше 4 миллионов рублей для покупки Mersedes Benz S-430L4M были взяты из областного бюджета и должны были пойти на строительство. Суд отказал прокуратуре в отмене спорного постановления, сославшись на то что дела такого рода не входят в его компетенцию, и после этого губернатор и прокурор начали бороться через СМИ. 17 июля 2003 года в № 135 "Северной правды" была опубликована статья Виктора Сбитнева "Наезды на губернатора закончились… пшиком", вслед за чем последовал новый иск прокуратуры – на сей раз к редакции областной газеты и автору публикации. Помимо информации, содержащейся в заголовке, не соответствующей действительности была также признана фраза об "искусственности "дела о губернаторском "Мерседесе". Попытка редакции решить дело миром не увенчалась успехом, зато прокуратура получила компенсацию морального вреда за урон, нанесенный ее деловой репутации. Редакция выплатила истцу 3000 рублей, а автор скандальной статьи – 1000 рублей (вместо требуемых 150 и 50 тысяч рублей соответственно). Кроме того, губернатору Шершунову пришлось признать свое распоряжение утратившим силу, а газете "Северная правда" - опубликовать опровержение, что и произошло дважды в январе 2004 года. Примечательно в этой истории то, что в связи с историей с губернаторским "Мерседесом", получившей широкую огласку в местной прессе, практически все региональные СМИ, так или иначе, встали на сторону прокурора. На что рассчитывала "Северная правда", публикуя в условиях тотальной поддержки прокурора материалы в поддержку губернатора, и выражал ли Виктор Сбитнев (кстати, намеревавшийся обжаловать решение суда в Верховном суде РФ) свою точку зрения, либо просто выполнял задание соучредителя газеты, остается достоверно неизвестным.
Расширяй и властвуй
Петербургское медиа-сообщество сейчас активно обсуждает слухи о дальнейшем расширении БМГ. По нашей информации, БМГ собирается прикупить петербургские страницы "Известий", "МК в Питере", "Вечерний Петербург". Если эта информация достоверна, то Кремль серьезно готовится к грядущим выборам в Законодательное собрание, которые приобретают большое значение в связи с тем, что теперь именно местные парламенты утверждают глав регионов, и, конечно, к выборам 2008, а точнее к очередной спецоперации "преемник". Кремль постепенно "зачищает" медийное поле Петербурга. К сожалению, получить комментарии руководителей БМГ мы не смогли. Ни дозвониться, ни записаться на прием корреспондентам Лениздата не удалось. Создается такое впечатление, что г-н Вороненков сразу же после совещаний стремится покинуть офис. А как иначе понимать, если секретарь говорит: "Г-н Вороненков на совещании", а потом: "Он только что вышел. Когда вернется неизвестно". Не ловить же руководителей БМГ, людей уважаемых и солидных, по парадным, честное слово!
Источник: Lenizdat.ru