Эксперты «РГ» разошлись во мнениях относительно предела медиарынка

 Бизнес-деление или политумножение. Смена собственников ряда СМИ заставила многих аналитиков вступить в дискуссию о причинах таких массовых продаж на медийном пространстве. Одни видят в произошедшем исключительно бизнес-интересы, другие говорят о явной политической подоплеке процесса. «РГ» попросила экспертов прокомментировать сегодняшнюю ситуацию на рынке СМИ.

Алексей Волин, президент Издательского дома Родионова:

- Нынешние изменения на рынке СМИ в массе своей не слишком связаны с политикой, за исключением перестановок в «Коммерсанте». Скорее, все эти сделки имеют чисто экономические причины.

Так, приобретение «Известий» «Газпромом» вряд ли изменит содержательную часть газеты, поскольку она никогда не рассматривалась как некий оппозиционный орган. «Известия» — это газета, которая имеет вполне либеральную историю. Более того, только в случае сохранения этой либеральной политики она и может продолжать существовать, поскольку, если ее тональность резко изменится, то газета просто потеряет своих читателей, утратит брэнд и исчезнет как средство влияния.

Продажа Леонидом Невзлиным «Московских новостей» — исключительно коммерческий ход. «Московские новости» не решали ни одной из поставленных перед ними политических задач, ибо не находили свою аудиторию и не сумели стать одним из изданий, определяющих информационный климат не то что в стране, но даже и в городе. Уже не говоря о том, что газета постоянно доставляла собственникам головную боль из-за скандалов, которые постоянно возникали внутри редакции. Причем можно сказать, что описания скандалов внутри «МН» занимали куда больше информационного пространства, чем сами статьи еженедельника. Это вообще уникальный случай в газетной жизни.

При продаже «Огонька» «ОВА-Пресс» избавился от убыточного предприятия, которое тянуло показатели холдинга вниз, поскольку все остальные проекты издательской группы весьма успешны с коммерческой точки зрения. «Огонек» же никак не мог найти свою нишу. И, конечно, менеджментом издания была допущена серьезная ошибка, связанная с попыткой перезапуска и сильного перепозиционирования издания, которая по сути поставила журнал на грань уничтожения. «Огонек» можно назвать одним из самых неудачных медиа-проектов этого года.

С приобретением «Северсталью» RenTV ситуация для канала — с точки зрения будущего — оказалась куда более благоприятной, чем могла бы быть. Ведь очень долгое время шли разговоры о том, что покупателем станет «Еврофинанс» , близкий к государственным структурам. Учитывая покупку RenTV «Северсталью» , журнала «Огонек» питерской компанией «Телекоминвест» и «Московских новостей» украинским бизнесменом Вадимом Рабиновичем, можно говорить о формировании на медийном пространстве нового процесса. До сих пор у нас существовали только московские крупные медийные группы, а теперь фактически монополия Москвы в этом секторе разрушена, что на рынке скажется весьма позитивно.

Алексей Венедиктов, главный редактор радиостанции «Эхо Москвы»:

- Говоря о причинах движения на рынке СМИ, можно выделить несколько процессов.

Рынок ожидает изменения в законе о СМИ, причем в сторону ужесточения. Поэтому многие работающие в российской общественно-политической журналистике предвидят более сложные времена, поэтому владельцы или сами, или с подсказки руководящих товарищей сбрасывают свои активы. Кстати, именно этим в определенной степени диктуется и приход иностранцев на этот рынок — я имею в виду RenTV и «Московские новости». Это, можно сказать, некий расчет на западную «крышу». Согласитесь, когда блокирующий пакет акций вашего телеканала принадлежит RTL, продавливать редакционную политику сверху достаточно трудно. Кроме того, с учетом оборотов «Северстали» и капиталов Алексея Мордашова затруднительно сказать, какую долю процента может иметь в этой массе прибыль телекомпании. Когда речь идет о том, что он купил 70 процентов RenTV для бизнеса, я, конечно, понимаю, что каждый пятак — это деньги, но головной боли уобщественно-политического СМИ гораздо больше. Поэтому позвольте мне не поверить про чистый бизнес-интерес «Северстали» и абсолютно независимое решение Алексея Мордашова.

Примерно такая же картина складывается и с «Огоньком». Не очень понятно, почему некий холдинг, до этого момента никакими медийными проектами не занимавшийся, покупает издание, ставит во главе достаточно известную фигуру и при этом не собирается иметь неприятностей от властей в годы выборов. Так не бывает.

Что касается остальных перетоков, то все они происходят в связи со сложной ситуацией накануне выборов 2007 — 2008 годов и связанного с ней закрепления политической роли Владимира Путина после выборов. И понятно, что перемена собственников направлена на большую предсказуемость тех или иных редакций в момент выборов. Исходя из этого можно сказать, что процесс, безусловно, не завершен и будет продолжаться.

Источник: "Российская газета"