Итоги полугодия на рынке печати. Издательский бизнес покупается не для предвыборных стратегий?

В первом полугодии 2005 года на рынке печатных СМИ произошло немало интересных и важных событий, связанных, прежде всего, со сменой собственников изданий и целых издательских холдингов. Пока ломают копья вокруг нового Закона «О СМИ», пока продолжают вырабатывать отраслевые регламентирующие документы, пока делаются слабые попытки реформирования рынка, крупный российский бизнес, не обращая никакого внимания на трудности отрасли, все активнее скупает издания с самыми громкими брендами.Причем основные сделки пришлись на лето, и в этом нет ничего странного.

Покупателям необходимо время, чтобы определить стратегию развития нового актива. Если это одно издание, то нужно, по крайней мере, выработать его бизнес-план, в большинстве случаев – обновить редакционную команду, осуществить перезапуск (если стоит и такая задача), а к осени, началу издательского сезона, вывести на рынок продукт, соответствующий амбициям собственника. Поэтому не удивительно, что на первый летний месяц пришлись сразу несколько приобретений.

Сначала издательский дом «Проф-Медиа» расстался с 50,19% акций ОАО «Редакция газеты “Известия”». Новым контрольным акционером общенациональной газеты стал медийный холдинг «Газпром-Медиа». Затем стало известно, что Издательский дом Родионова продал 50% своих акций президенту Уральской горно-металлургической компании Искандеру Махмудову и его партнеру Андрею Бокареву (по 25%). Но на этом распродажа элитной прессы не закончилась.

Телекоммуникационный холдинг «Телекоминвест» (Санкт-Петербург) приобрел журнал «Огонек», сойдясь в цене с инвестиционной компанией Russian Media Venture – владельцем контрольного пакета ИД «ОВА-Пресс». Кроме того, напомним, что в начале года состоялась самая крупная сделка полугодия и вообще за всю историю российского рынка прессы – финский холдинг Sanoma купил ИД «Индепендент Медиа» за 142 млн. евро.

За годы формирования российского рынка прессы мы привыкли к тому, что чуть ли не каждая покупка издательского бизнеса вызвана политическими задачами покупателя. Любое рейтинговое издание, исключая «глянец», в первую очередь рассматривалось как инструмент влияния, вопрос о рентабельности проекта в большинстве случаев даже не стоял. Структура рынка общественно-политической прессы кардинально менялась от выборов к выборам. В то же время рынок печатных СМИ в целом интенсивно развивался и сегментировался, основной сегмент рынка – глянцевые журналы – демонстрировал стабильно высокий прирост рекламных доходов, улучшалось качество полиграфии изданий (не только журналов, но и газет, которые уже почти все перешли на цвет), появлялось все больше читателей со средним и высоким уровнем дохода. Успешные издательские проекты стали исчисляться уже не десятками, а сотнями, повышая привлекательность рынка для потенциальных инвесторов. Именно поэтому последнюю серию сделок можно с большим основанием рассматривать как перспективное вложение денег, нежели как обретение дополнительных информационных ресурсов.

В случае с ИД Родионова это даже не нужно доказывать, поскольку, несмотря на утрату контрольного пакета, топ-менеджмент издательства остался на своих местах. Генеральный директор компании Сергей Родионов и ее президент Алексей Волин продолжают курс на развитие и укрупнение издательского холдинга. По заявлению Сергея Родионова, «благодаря новым партнерам ИД достроил типографию, завершает сделку по покупке журнала “Компания”, а остаток планирует потратить на запуск еженедельника "BusinessWeek"». По последним данным, в ИД может войти и газета расследований «Версия». Тогда количество серьезных, не развлекательных изданий в ИД Родионова увеличится до четырех, что указывает на наметившуюся специализацию холдинга.

Судьба «Огонька» вызывает больше вопросов. Его новый владелец «Телекоминвест» раньше не издавал серьезных печатных проектов. В интервью РИА «Новости» генеральный директор «Телекоминвеста» Максим Горохов пояснил, что решение приобрести «Огонек» было вызвано стремлением поддержать старейший журнал России. Однако, учитывая размер ожидаемых вложений в издание и уже сделанных затрат на покупку (по данным «Коммерсанта», около $3,5 млн.), сложно поверить, что «Огоньку» уготована роль гуманитарного проекта.

Что касается «Известий», то здесь, казалось бы, логика продажи очевидна. Газета перешла в медийный холдинг «Газпрома» тогда, когда контрольным акционером газового монополиста стало государство. Но можно вспомнить, что желание у руководства «Газпром-Медиа» иметь в составе холдинга сильную общественно-политическую газету было и раньше. Газета «Трибуна», которую издает «Газпром-Медиа», не годилась на эту роль – она рассчитана в основном на регионального читателя, что и признавал в одном из интервью генеральный директор холдинга Николай Сенкевич. А вот газета калибра «Известий» прекрасно ложится в давно сформулированную стратегию развития «Газпром-Медиа». «Проф-Медиа» же решил свою задачу – избавился от затратного проекта и выручил необходимые средства для дальнейшего продвижения в сегмент развлекательных СМИ.

«Известия» далеко не единственное общественно-политическое издание, меняющее в этом году своего владельца. Еженедельник «Московские новости» в результате затянувшегося внутриредакционного конфликта тоже нашел покупателя. Прежний владелец Леонид Невзлин решил, что последние самовольные кадровые распоряжения главного редактора «МН» Евгения Киселева разрушили и без того хрупкую систему управления изданием. Потеряв контроль за происходящим в газете, собственник логично решил ее продать. Вечером 3 июля новый собственник еженедельника «Московские новости» стал известен – 100% акций ИД приобрел украинский холдинг Media International Group, президентом которого является известные олигарх Вадим Рабинович. Накануне завершения сделки предыдущими владельцами газет от занимаемых должностей был освобожден Евгений Киселев. По данным некоторых СМИ, среди тех, кто может занять его место, – Виктор Шендерович, Раф Шакиров, Ксения Пономарева. Сумма сделки пока не раскрывается, однако, по мнению экспертов рынка печатных СМИ, она вряд ли могла превысить $1 млн.

А вот имя будущего владельца «Независимой газеты», выставленной на продажу Борисом Березовским, пока не известно. Новый украинский проект (газета «Коммерсантъ – Украина»), начатый ИД «Коммерсантъ», по всей видимости, потребовал от олигарха перестроения своих медийных активов и перераспределения конвертированных в них средств в пользу наиболее важных проектов. «НГ» оказалась в этом раскладе лишней. Причем решение Березовского затронуло и руководство ИД «Коммерсантъ». Его генеральный директор и шеф-редактор Андрей Васильев был переведен на Украину, а главный редактор Александр Стукалин снят с должности. Новым шеф-редактором ИД был назначен Владислав Бородулин, бывший главный редактор электронной «Газеты.Ru».

Несмотря на вышеизложенные проблемы двух общественно-политических изданий, многие эксперты полагают, что и «Московские новости», и «Независимая газета», старейшие и уважаемые бренды, продолжат свое существование, но, вполне возможно, ценой смены позиционирования.

Еще одна громкая купля-продажа, которая состоялась буквально на днях, связана с именем самого страстного любителя футбола – Романа Абрамовича. Издательский дом «Вокруг света» купил компанию «Индепендент Спорт», издающую журнал «PROСпорт», – как говорят близкие к сделке люди, на деньги «начальника Чукотки». Более того, рынок ждет, что Абрамович купит и популярнейшую в этом сегменте газету – «Спорт-Экспресс».

Не обошлось в первой половине этого года и без «похорон» – совсем недавно стало известно о прекращении выхода газеты «Мегаполис-Экспресс», выпускаемой ИД «Мегаполис-Экспресс», а также других проектов этого издательского дома. «Мегаполис-Экспресс» просуществовал на российском рынке 15 лет. Пару лет назад, из-за постоянного падения тиражей, руководство ИД приняло решение сделать из «желтого» «М-Э» женскую газету. Однако в итоге, этот шаг так и не принес изданию желаемого результата. Скорую кончину «М-Э» эксперты предсказывали давно, указывая, что за последние несколько лет позиции еженедельника сильно ухудшались, а его тиражи стабильно падали. Когда Владимир Волин, владелец издательского дома, понял безнадежность положения, он решил продать свое детище. Переговоры велись с издательством «Олма-Пресс», которое, по слухам, прельстилось особняком на Пятницкой, но сделка не состоялась. Видимо, причина в том, что Волин требовал полного сохранения трудового коллектива своего ИД, или в том, что для реанимации проектов «М-Э» необходимы слишком большие средства.

Если говорить о запуске новых проектов, то во втром квартале 2005 года их было немного. Из заслуживающих внимания можно отметить стартовавший совместный проекта издательского дома «СПН» и телеканала «ТНТ» – журнал «Реалити-шоу Дом-2». Центральная тема издания – освещение реалити-шоу «Дом-2», идущего на «ТНТ» уже на протяжении года, а также рассказ о других отечественных и западных реалити-шоу. После того как первый 100-тысячный тираж журнала разошелся в мгновение ока, издатели решили выпускать по 600 тыс. экземпляров. Вслед за журналом «Фабрика звезд» (он с окончанием одноименного телепроекта трансформировался в «Yes! Звезды»), «Реалити-шоу Дом-2» стал всего лишь вторым полномасштабным журнальным проектом, выросшим из телевизионной программы.

Зато пополнение ниши автомобильных журналов происходит регулярно. В апреле «Курьер» писал о выходе русскоязычной версии знаменитого немецкого журнала «Auto motor und sport», а в мае о своем выходе на российский рынок заявили еще два проекта. Издательский дом «Сторм Медиа» уже выпустил первый номер автомобильного журнала «Supercar», предназначенного для почитателей элитных моделей иномарок (тираж – 50 тыс. экз.), а издательство «Открытые системы» заключил лицензионное соглашение с английским Haymarket Publishing о начале выпуска в России автомобильного журнала «What Car?» Цель русского издания – содействовать покупателям в выборе автомобилей любой ценовой группы, помочь им разобраться в вопросах страхования, кредитования и безопасности. Этот проект будет издаваться с августа на основе журнала «Выбор за Вами/Автомобили».

Верен себе издательский дом game(land), каждое полугодие открывающий новые проекты. Линейка цифровых журналов ИД пополнилась изданием для графических дизайнеров Digital Creative Arts. Он появится на прилавках в июле.

Ну и, конечно же, стоит вспомнить о самых громких запусках начала 2005 года. Женские ежемесячные журналы «СамаЯ» (ИД «ЭДИПРЕСС-КОНЛИГА») и «Madame Figaro» (ИД Select Media) настойчиво стараются отвоевать себе место на рынке. И если у «Самой», судя по отзывам распространителей, получается выдерживать определенный уровень продаж, то «Madame Figaro» до сих пор сочетает розничное и бесплатное распространение, что указывает на недостаточный охват целевой аудитории. Впрочем, должно пройти хотя бы полгода, чтобы позиции на рынке «Madame Figaro», а также еще одной новинки 2005 года, мужского журнала «Esquire» , стали отчетливыми. А потому вернемся к нашим новичкам осенью.

Мнение:

Алексей Волин, президент Издательского дома Родионова: «Наш рынок стал восприниматься как привлекательный бизнес»

- Назовите наиболее значительное, на ваш взгляд, событие первого полугодия 2005 года на рынке печатных СМИ? Как вы оцениваете произошедшее с точки зрения участника рынка?

- Самым серьезным событием стало решение Бориса Березовского об изменении роли своего издательского бизнеса. Смену топ-менеджмента ИД «Коммерсантъ» и выставление на продажу «Независимой газеты» нужно рассматривать как два события, связанные одним решением, – очевидно, политическим. Впрочем, говорить о его последствиях для рынка еще рано – не все из заявленного исполнено, в частности, не продана «НГ», не известно имя ее владельца. Понятны пока только причины – человек решил сконцентрироваться на одном издании, а продажа «НГ», по-видимому, должна принести средства, необходимые для сосредоточения оставшихся медийных активов на новых политических задачах.

- Какие еще события и тенденции в отрасли первой половины текущего года вы бы отметили?

- В течение первой половины года на медийном рынке (не только на рынке печатных СМИ) шел процесс его дальнейшей профессионализации. Наш рынок стал восприниматься участниками большой экономики как привлекательный бизнес, который может приносить прибыль и в который можно инвестировать. На это указывает ряд ключевых событий, таких как появление у ИД Родионова портфельных инвесторов, покупка финнами ИД «Индепендент Медиа» и решение «Северстали» о приобретении REN TV.

- Какие, на ваш взгляд, будут иметь последствия отмеченные вами события во второй половине 2005 года? Как они повлияют на ситуацию в отрасли?

- И во второй половине 2005-го, и в 2006 году на рынок по-прежнему будут приходить новые игроки, продолжится переструктурирование рынка – путем продаж части или всего бизнеса, слияния с крупными медиахолдингами. По мере концентрации, структурирования рынка владельцы издательских домов будут увеличивать стоимость активов.

Источник: "Курьер"