"Мутный рынок" обкрадывает всех нас

Национальная тиражная служба - шаг к цивилизованному рекламному сообществуТак или иначе, но современный рекламный рынок касается каждого из нас, хотим мы этого или нет. Газеты и журналы, телевидение и радио - все они являются распространителями рекламы. Другое дело, что зачастую они лукавят, заведомо завышая тиражи и расширяя круг аудитории, для того чтобы более привлекательно выглядеть в глазах потенциальных рекламодателей.

По словам генерального секретаря Союза журналистов России, генерального директора Национальной тиражной службы Игоря Александровича Яковенко, российский рекламный рынок оценивается в 5 млрд. американских долларов. При этом 80% этой громадной суммы аккумулируется в Москве, и лишь 20% работают в регионах, при всем при том основные рекламные деньги "крутятся" на телевидении, крохи перепадают печатным изданиям, хотя в цивилизованном мире дело обстоит диаметрально противоположно.

Эти чудовищные диспропорции оказались возможными потому, что в нашей стране нет ориентиров в мире рекламы. Рекламные деньги распределяются в соответствии с отдельными зачастую мифическими мониторингами и исследованиями, представленными рекламными агентствами. В результате этого хаоса крупный рекламодатель 99% своего рекламного бюджета вкладывает в центральное телевидение. Картина складывается удручающая - бюджет распределяется случайно либо уходит вообще непонятно куда. Для сравнения: рекламный рынок той же Польши в полтора-два раза больше российского. Это ли не парадокс?

Мало того, при всем обилии разрешительных и контролирующих организаций никто не в состоянии точно назвать количество зарегистрированных СМИ, все ответы носят приблизительный характер с "разбегом" в три-четыре тысячи.

По словам Игоря Александровича, нередки факты, когда издания врут по тиражам, завышая их... в 30 раз. В этих случаях тяжко приходится рекламодателям, вкладывающим деньги неизвестно во что. Следовательно, нужен абсолютно прозрачный рекламный рынок. Первым и главным шагом к нему стало создание Национальной тиражной службы, являющейся атрибутом медийного рынка. Проще говоря, эта общероссийская организация призвана объединить в своих рядах добросовестных издателей, предоставляющих реальную, а не вымышленную информацию о тиражах и распространении газет и журналов, а также добровольно проходящих аудит Национальной тиражной службы. К слову, идея эта не нова - в 1914 году в Америке и Канаде, уставших от "дутых" тиражей и буксующей по этой причине рекламы, было создано бюро аудита тиражей.

Но вернемся к дням сегодняшним. Прекрасно уяснив перспективность проекта, 420 крупнейших издательских домов России уже вступили в Национальную тиражную службу, созданную в августе 1998 года. О серьезности проекта наглядно свидетельствует серьезный статус учредителей - ими выступили Торгово-промышленная палата РФ, Союз журналистов РФ, Российская ассоциация рекламных агентств и Ассоциация распространителей печатной продукции, Межрегиональная ассоциация полиграфистов и Ассоциация издателей и главных редакторов. Спустя год после своего образования Национальная тиражная служба начала систематическую сертификацию и аудит тиражей и распространения газет и журналов. Более сотни серьезных изданий, таких, как "Комсомольская правда", "Экспресс-газета", "Антенна", "За рулем". "Крестьянка". "Независимая газета", "Новая газета" ИД "Логос-медиа", холдинг "ИнтерМедиаГруп" добровольно предъявили развернутые декларации, включающие все данные об отпечатанных, подписных и распространенных тиражах.

Что касается волгоградских изданий, то на сегодняшний день таких насчитывается всего четыре - "Волга и Дон", "Телепрограмма КП", "Телесемь", "Хронометр". Кстати, корпоративная газета НК "ЛУКОЙЛ" в Нижневолжском регионе "Волга и Дон" выступила организатором встречи для волгоградских редакторов и рекламодателей с И. А. Яковенко. По его собственным словам, наш регион далеко не единственный, где он побывал за последнее время с целью создания филиалов Национальной тиражной службы. Наиболее ярко эта идея заработала в Татарстане, где в ближайшем времени, по прогнозам Яковенко, будет наблюдаться приток капитала именно в рекламный рынок.

Что же до Волгограда, то присутствующие на встрече представители рекламных агентств, типографий, руководители крупных изданий в целом согласились с предложенной идеей. - Разговор весьма своевременный, - подчеркнул руководитель Нижневолжского управления Федеральной службы по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охраны культурного наследия Константин Каркачев, - ситуация, что называется, назрела. В области зарегистрировано 360 печатных изданий, и далеко не все они ведут себя честно. Наш местный "рекорд" - завышение реального тиража в 15 раз. Для сиюминутного привлечения рекламодателей на обман идут около 20% изданий. Все наши призывы и увещевания остаются гласом вопиющего в пустыне. Хотя наказания обманщики не избегнут - только за три недели возбуждено 18 административных производств, девять из которых уже рассмотрены. Готовятся к рассмотрению еще 23 дела. Экономические санкции в отношении нарушителей ощутимы-штрафы могут достигать 30 тысяч МРОТ.

Однако полностью навести порядок в этом непростом хозяйстве можно только сообща, и Национальной тиражной службе это вполне по силам. Поэтому в ближайшем времени филиал службы появится и у нас, тем самым перекрыв кислород "мутному рынку" прессы, при котором дутые цифры тиражей преподносятся как норма. Победы на рекламном поле должны быть честными.

Источник: «Волгоградская правда» (Волгоград), N123