«Новый владелец обещает нам финансовую поддержку во всех наших разумных начинаниях»

С.Грызунов, гендиректор ИД «Московские новости»: «Новый владелец обещает нам финансовую поддержку во всех наших разумных начинаниях» Сергей Грызунов, новый генеральный директор газеты "Московские новости", и Вячеслав Терехов, журналист «Интерфакса», в эфире радиостанции "Эхо Москвы".

Ведущая: Ольга Бычкова.

О.Бычкова: У микрофона Ольга Бычкова, добрый день, и наш информированный собеседник – это новый генеральный директор газеты «МН» Сергей Грызунов. И также еще один информированный собеседник здесь в прямом эфире «Эха Москвы», это журналист «Интерфакса» Вячеслав Терехов, добрый день, господа коллеги.

В.Терехов: Здравствуйте.

С.Грызунов: Добрый день, вы знаете, мы настолько информированы, что позволим себе одну поправку, генеральный директор издательского дома «МН».

О.Бычкова: Да, конечно, совершенно верно. Но поскольку вы информированный генеральный директор, то самый сразу первый вопрос, который я хотела бы вам сразу задать, чтобы все было понятно, известно ли уже, принято ли уже решение, кто будет главным редактором газеты «МН»?

С.Грызунов: Нет, неизвестно, этот процесс в стадии обсуждения или обсуждение в стадии процесса. Мы договорились с владельцем медиа-холдинга господином Рабиновичем о том, что будем учитывать мнение друг друга при выборе кандидата на эту ответственную позицию.

О.Бычкова: Но вы уже представили какие-то предложения господину Рабиновичу?

С.Грызунов: Да.

О.Бычкова: А сколько фамилий в этом списке?

С.Грызунов: Несколько.

О.Бычкова: Несколько?

С.Грызунов: Несколько.

О.Бычкова: Много или мало?

С.Грызунов: Мало.

О.Бычкова: Совсем мало?

С.Грызунов: Дело в том, что для меня брэнд «МН» не позволяет расширять аудиторию кандидатов, здесь нужно точечное попадание, к сожалению, мы были все свидетелями того, что случилось с изданием в последние годы, негативного, и у нас нет больше времени и права на ошибку.

О.Бычкова: Т.е., я, если правильно вас понимаю, а, может быть, как раз совершенно неправильно понимаю, но в этом списке есть представители руководства газеты прежних ее этапов?

С.Грызунов: Я не буду комментировать, не пытайтесь угадывать, из меня не выжмете ни слова по этому вопросу, я дал слово руководителю медиа-холдинга, и если бы сейчас начал рассуждать, это было бы неправильно. Очень много слухов вокруг этого, слухи – это… слухи повредили реноме «МН», к сожалению, в последнее время, надо с этим кончать. Вы узнаете вовремя.

О.Бычкова: Но все это известные российские журналисты?

С.Грызунов: Это известные российские журналисты.

О.Бычкова: Московские журналисты?

С.Грызунов: Это известные журналисты.

В.Терехов: Российские или и украинские тоже?

С.Грызунов: Буду молчать как партизан под пыткой.

О.Бычкова: Все равно Родион спрашивает, он же не давал никаких обязательств вашему работодателю, и Андрей тоже спрашивает, будете ли вы возвращать уволенных журналистов, Телень и других, несколько вопросов на эту тему.

С.Грызунов: Этот вопрос тоже находится в компетенции владельца медиа-холдинга.

О.Бычкова: Т.е. имеется в виду уже не главный редактор, а сотрудники газеты.

С.Грызунов: Кадровые перестановки, связанные с недавними скандалами, находятся в компетенции господина Рабиновича.

О.Бычкова: Понятно. В каком состоянии сейчас находится газета «МН»? Финансовое, материальное и т.д.? Что вы нашли там?

С.Грызунов: Я только начал раскапывать завалы с полудня вчерашнего дня. Многого пока не нашел, но у меня есть свое представление о том, что должно быть, первое, что нужно сделать, это забыть о годах и месяцах споров, разногласий, начинать практически с ноля, в психологическом, прежде всего, плане, потому что в коллективе, на коллективе это, на психологическом состоянии коллектива все эти, раздрай весь этот сказался, конечно, негативно. Новый владелец издательского дома обещает нам финансовую поддержку в наших всех разумных начинаниях, поэтому думаю, что финансовых проблем быть у нас не должно. Деньги в компании есть.

О.Бычкова: Вячеслав Терехов, пожалуйста.

В.Терехов: Сергей, «МН» – не только брэнд, это газета, первая газета, которая показала, что такое демократическая пресса, еще в СССР. Ты понимаешь, что ты возглавляешь именно такую газету, с таким грузом? И как тебе представляется направление политики газеты, редакционной политики?

С.Грызунов: Я прекрасно понимаю себе ностальгию тех наших читателей, а мы работаем, прежде всего, для них, которые помнят времена, когда один журналист «МН» собирал стадион, когда выстраивались очереди на Пушкинской площади перед стендами, где были вывешены свежие номера «МН». Я прекрасно понимаю, что изменились времена, мы уже не одни. Более того, мы отстали от времени, и нам нужно найти свой путь, свою нишу, сохранив при этом тех, кто был предан «МН» с тех самых времен, о которых мы сегодня говорим, добавив к ним новых и новых читателей. Как это сделать, мы сейчас это думаем вместе с коллективом редакции.

О.Бычкова: Т.е. «МН» останутся газетой, еженедельником, в нынешнем формате? Или здесь тоже все возможно?

С.Грызунов: Нет, перемен не будет, это будет еженедельная политическая газета, которая будет комментировать все то, что происходит вокруг нас, и анализировать это.

О.Бычкова: Наши слушатели прислали несколько вопросов вам на наш сайт в Интернете. А я напомню, что в прямом эфире «Эха Москвы» новый генеральный директор издательского дома «МН» Сергей Грызунов, спрашивают вас, настолько в своих политических взглядах и по жизни вы близки с такими людьми, как Немцов, Федоров, Чубайс, Гайдар? Интернет показывает, что такая связь существует, утверждает Алексей из Москвы. И Александр Шевелев из Ленинградской области спрашивает о вашем кредо в журналистике, симпатиях и антипатиях, и не уверяйте, что у вас их нет, не считайте нас настолько наивными, итак, пишет слушатель и ставит многоточие. Итак?

С.Грызунов: Вероятно, слушатели помнят, что я работал в одном правительстве с Немцовым, Чубайсом, Гайдар уже ушел, но я, естественно, общался с ним.

О.Бычкова: В качестве председателя госкомитета по печати.

С.Грызунов: Да, и безусловно, у меня есть связь с ними, я не могу сказать, что мы в жизни близки, но политические взгляды их близки к моим политическим взглядам, и я этого не скрываю.

В.Терехов: Сергей, заговорили о том периоде.

С.Грызунов: Правда, с возрастом я стал немножко консервативнее.

О.Бычкова: Это известная история.

В.Терехов: Да, в молодости надо быть радикалом, с возрастом стать консерватором, иначе движения мозгового нет вперед.

С.Грызунов: Или назад.

В.Терехов: Да, но тогда лучше вперед все-таки. В те годы, когда ты еще был зам. пред. комитета, ты, пожалуй, либо один из первых, либо первый, поправь, если я плохо помню, поднял вопрос об угрозе фашизма, реального фашизма внутри нашей страны, более того, даже на высоких государственных постах. Скажи, пожалуйста, в какой степени сейчас ты видишь эту угрозу, как ты относишься к этому всему, не стал ли ты радикально и либерально, испытывать либеральное отношение к этому движению, к этому явлению?

С.Грызунов: К этому явлению нельзя испытывать другого чувства, кроме омерзения и неприятия всего этого, я этим начал заниматься по принципиальным соображениям, я очень рад был тому, что тогда мне помог тогдашний руководитель структуры, которая сегодня называется ФСБ, а тогда называлась КГБ или как-то по-другому, это был Сергей Степашин. С его помощью мы собрали первую правительственную комиссию с участием тогда руководителей министерства внутренних дел, Верховного суда, Генпрокуратуры, и говорили о той опасности, которая начинается проявляться, такие ростки тогда только, первые появились издания фашистского толка, выступления в печати, и меня это очень беспокоило, беспокоит и сегодня, конечно. Слава богу, что люди как-то начали смотреть на это внимательнее, заинтересованнее. К сожалению, наблюдается процесс того, что идет спекуляция с понятием фашизм, идет такое ловкое жонглирование, появились такие, люди, которые, знаете, такая популярная игра.

В.Терехов: В наперстки.

С.Грызунов: Наперсточники, да, они подменяют понятие борьбы с фашизмом, имитация этой борьбы, это есть, это мы видим.

В.Терехов: Т.е. газета на это будет обращать внимание, как и на другие национальные движения вообще?

С.Грызунов: Газета будет обращать внимание, газета будет критична по всем негативным проявлениям в жизни нашего общества, поэтому не беспокойтесь за содержание газеты. Главный редактор будет определять ее главную линию, но вы же знаете, что я журналист по образованию и по опыту работы, в стороне я не буду стоять от этого.

О.Бычкова: Мы знаем, что вы работали и председателем госкомитета по печати, также в начале 2000-х гг., в 2001-2003 вице-президентом издательского дома этого же самого, «МН», и руководителем бюро РИА «Новостей» на Балканах. И в последнее время наш гость, Сергей Грызунов, если я правильно говорю, был руководителем комитета по связям с общественностью в одной крупной компании. Но Украины там нигде нет, как вы познакомились с господином Рабиновичем?

С.Грызунов: Это произошло очень неожиданно, я об этом уже говорил, я был в аэропорту, недавно улетал в командировку, раздался звонок по телефону мобильному, и мне сказали, что это господин Рабинович. Мы договорились, он мне практически дал понять, о чем идет речь, и я несколько дней, когда меня не было в Москве, я размышлял об этом, это очень серьезный поступок, для меня, такая перемена. И когда мы встретились, это была наша первая в жизни встреча, мы посмотрели друг другу в глаза, я в них увидел то, что хотел увидеть, а именно такую неиссякаемую энергию, огонь, желание огромное сделать дело. А это совпадает с моими намерениями. Он сделал мне предложение, от которого я не смог отказаться. И на следующий день я был представлен коллективу.

О.Бычкова: Также спрашивают слушатели, что будет с изданием «Новое русское слово», я не знаю, к вам ли этот вопрос.

С.Грызунов: Я не знаком конкретно, подробно с положением «Нового русского слова», в моем жизненном послужном списке есть еще несколько лет работы вице-президентом крупной американской корпорации, и я достаточно часто бывал в США и иногда брал в руки эту газету. Она представляла собой достаточно жалкое зрелище. Сегодня я начал знакомиться с документами медиа-холдинга и вижу, что мои украинские коллеги смогли за два года вывести эту газету не только на самоокупаемость, но и сделали ее прибыльной. С содержанием я еще мало знаком. Но я знаю, что-то, что «МН», издательский дом «МН» и газета «МН» получили полезного, это то, что мы сможем использовать и корреспондентскую сеть, и другие ресурсы, которые есть у наших украинских коллег.

В.Терехов: Сергей, не могу, зная, что ты балканист, не могу обойти вниманием вопрос один по Сребренице. Не буду объяснять конкретно сегодня, по-моему, сегодня годовщина этого?

О.Бычкова: 10-летие вчера было, да.

В.Терехов: Этого печального, дикого события. Можно хотя бы какой-то короткий твой комментарий, по прошествии уже десятилетия?

С.Грызунов: Годы, я лет 10 работал на Балканах, и в мирные времена, а потом, когда началась война. Наверное, это такие самые запоминающиеся годы в моей жизни и человека, и журналиста, я видел, как происходит, впервые я видел те зверства своими глазами, хотя я был до этого и в Афганистане, и в других горячих точках, но здесь я это видел все очень близко. Я никогда не ожидал, что люди могут так ненавидеть друг друга и так друг друга уничтожать. Слава богу, что вчера нашли в себе силы представители и боснийцев, и сербов, и хорватов, которые компактно живут на территории современного государства Босния и Герцеговина, собраться вместе. Но для того, чтобы идти дальше, нужно обязательно, чтобы сначала была подведена черта под прошлым. Нужно признать факты преступлений, виновники этих преступлений не должны уйти от наказания, а потом уже надо начинать строить новую жизнь. И мне очень понравился жест руководителя Сербии Бориса Тадича, который, несмотря на безусловную опасность и для своей жизни, в том числе, приехал в Сребреницу и отдал почести павшим.

О.Бычкова: Но по прошествии уже стольких лет у вас есть какое-то свое объяснение того, что там все-таки тогда произошло на Балканах, в общей сложности?

С.Грызунов: Конечно.

О.Бычкова: Потому что есть, скажем, объяснение такое западное, что нужно было остановить кровавого националистического тирана и деспота, там есть российское объяснение патриотическое, что Запад специально создал всю эту ситуацию, а Россия предала Сербию и т.д.

С.Грызунов: Истина, как всегда, посередине. Были два таких очень хороших и близких примера, Советский Союз, СССР и СФРЮ, Социалистическая федеративная республика Югославия, искусственно созданные, сшитые идеологическими нитками, абсолютно разные друг другу народы, культуры, насильно согнанные в одно государство. Сначала, я могу сказать, что практически одновременно ведь началось разрушение и СССР, и Югославии. Слава богу, что у нас это произошло не так кроваво, практически бескровно по сравнению с тем, что произошло в бывшей Югославии. Народы югославские, народы, которые и сегодня живут на этих территориях, кровью заплатили за идеологические просчеты прошлого, ведь Тито был верным учеником Сталина.

О.Бычкова: Насколько сегодня там ситуация может считаться нормализовавшейся? Это балканский котел, про который всегда говорят, он уже погашен, наконец?

С.Грызунов: Нет, не совсем. Котла нет, есть республика Словения, которая прекрасно идет к светлому будущему, как мы любили со Славой писать раньше, что греха таить, было и такое, словенцы живут наиболее, что ли, успешно из всех остальных.

В.Терехов: Они и всегда жили так.

С.Грызунов: Безусловно, они маленькая республика, там проще, наверное, решать проблемы. Хорваты, наверное, находятся по уровню жизни на втором месте, затем, как это ни странно, македонцы, которых раньше в Югославии называли югославским огородом, там просто раньше всего на рынки попадала зелень. У македонцев более или менее все в порядке. Проблемы есть у Сербии, у Союза Сербии и Черногории, которые никак не могут понять, куда же они идут, будут они жить дальше вместе или порознь, хотя это практически один тот же народ, говорящий на одном языке, исповедующий одну и ту же религию. И проблематичная Босния и Герцеговина, где до сих пор страсти не улягутся. Конечно, в Сербии есть еще Косово, постоянная болячка. Но вы знаете, я часто туда езжу по старой памяти, и профессионально меня этот регион интересует, я вижу, как неизмеримо в лучшую сторону меняется жизнь на этом пространстве. Я верю в то, что там будет все ОК.

О.Бычкова: Процесс над Милошевичем, как вы думаете, какой смысл имеет и чем завершится?

С.Грызунов: Точно такой же, как процесс над теми, кто совершил преступления в Сребренице, Милошевич несет персональную ответственность за то, что сербская армия развязала войну в 91 году, мы это видели своими глазами, потеряли там своих товарищей.

О.Бычкова: Я должна вернуться к теме «МН», потому что задают, продолжают задавать наши слушатели вопросы на эфирный пейджер «Эха Москвы». Виктор спрашивает, а что думает Егор Яковлев о последних вопросах, связанных с «МН», будете ли вы привлекать его к сотрудничеству с газетой? Я бы еще к этому добавила вопрос о наблюдательном совете «МН», который снял с себя вроде бы полномочия, но, тем не менее, как структура существовал долгое время.

С.Грызунов: Руководством компании принято решение не возобновлять в прежнем формате деятельность совета. Все члены этого совета, уважаемые люди, с которыми я лично знаком много лет, они будут нашими авторами, без сомнения.

В.Терехов: Означает ли это, что теперь руководство газеты будет совсем по-другому построено, даже система руководства будет по-другому построена?

С.Грызунов: Нет, я не могу сказать, что по-другому, она будет, газетой будут руководить точно так же, как и руководят ей в «Коммерсанте», в «Ведомостях», достойных новых перспективных изданиях.

В.Терехов: А не шла ли речь с владельцем издания о том, будет он влиять на политику газеты или нет?

С.Грызунов: Шла речь, это было одним из моих условий, я и получил заверения в том, что не будет.

О.Бычкова: Наши слушатели спрашивают, можно ли будет отказаться от подписки на второе полугодие, спрашивает Лариса, если не понравится новый курс газеты. С другой стороны, спрашивает Лидия Алексеевна, утверждает, что при Евгении Киселеве газета стала интереснее. Действительно, рейтинги повышались в последнее время. Но как вы смотрите на ситуацию конкуренции с другими изданиями, кого вы видите конкурентами сегодняшних «МН»? Здесь ведь, в общем, рынок не маленький.

С.Грызунов: Прежде всего, отвечу на вопрос Ларисы. Надеюсь, вы сами примите решение, это ваше право, подписываться дальше или не подписываться, я передам сегодня ваш вопрос моим коллегам, они сделают все, что вы не отказались от подписки. Что касается наших конкурентов, то известно, что рынок еженедельных изданий, таких, как «АиФ», «МН», «Литературная газета», он несколько сужается. И растет сегмент ежедневных политических газет, что мне очень приятно, значит, все-таки народ начал интересоваться каждый день тем, что происходит вокруг нас. Нам предстоит конкурировать не только с вышеупомянутыми еженедельными изданиями, но и с еженедельными цветными глянцевыми журналами. Нам нужно найти свою нишу, поэтому сейчас, я повторюсь, мы заняты тем, чтобы положить на стол концепцию успеха.

О.Бычкова: Когда она будет положена?

С.Грызунов: Ой, как можно скорее надо это делать, потому что времени больше нет.

О.Бычкова: Спасибо вам, желаем успехов. Новый генеральный директор издательского дома «МН» Сергей Грызунов был в прямом эфире «Эха Москвы», спасибо журналисту «Интерфакса» Вячеславу Терехову.

В.Терехов: Пожалуйста, спасибо вам за приглашение.

Источник: Эхо Москвы