К 2009 г. оборот российского медиарынка и индустрии развлечений может вырасти до $23,1 млрд по сравнению с $12,4 млрд в 2004 г. Об этом говорится в ежегодном докладе экспертов международной консалтинговой компании PricewaterhouseCoopers. При этом мировой оборот отрасли может превысить $1,8 трлн.

Доходы мирового медийного рынка и индустрии развлечений в прошлом году эксперты PwC оценили в $1,3 трлн. В 2009 г., по их прогнозу, потребители потратят на медиапродукцию и развлечения уже $1,8 трлн (ежегодный прирост в 7,3%). Чуть более оптимистичные прогнозы (в прошлом году эксперты PwC пророчили индустрии рост лишь в 5,7% в год) авторы доклада объяснили благоприятным экономическим климатом, расцветом рекламного рынка и увеличением продаж музыкальной и видеопродукции через Интернет.

Самым быстро растущим регионом земного шара эксперты PwC по-прежнему считают Азиатско-Тихоокеанский ($249 млрд в 2004 г., при росте на 11,6% в год), а крупнейшим в мире — рынок США ($524 млрд, прирост — 5,6% в год).

Российский рынок специалисты PwC уже второй год называют самым динамичным среди стран Европы, Среднего Востока и Африки, совокупный оборот которых в 2009 г. составит $572 млрд (против $417 млрд в 2004 г.). Оборот медийного рынка и индустрии развлечений в прошлом году в нашей стране эксперты PwC оценили в $12,4 млрд, что на 27,4% больше, чем в 2003 г. При этом темпы роста в 2004-2009 гг., по ожиданиям экспертов, значительно сократятся и составят около 13,3% в год. Однако в эту цифру не включен сегмент игорного бизнеса, оборот которого, по оценкам участников рынка, составил $500 млн. “Мы не стали включать этот сегмент в исследование, так как рынок слишком непрозрачен”, — объяснили “Ведомостям” эксперты PwC.

Как и в пошлом году, самым быстро растущим сегментом в нашей стране авторы доклада называют киноиндустрию. Согласно докладу, на посещение кинотеатров, покупку и прокат кинофильмов россияне в 2004 г. потратили $565 млн (из которых $270 млн люди оставили в кинотеатрах). Через пять лет эта цифра удвоится и достиг нет $1 млрд. Авторы доклада связывают это с ростом сети современных кинозалов в стране. Также почти двукратный рост эксперты PwC обещают журнальному рынку. В 2009 г. оборот издателей журналов составит $1,3 млрд против $714 млн в 2004 г.

Мнения аналитиков и участников рынка относительно прогнозов PwC расходятся. По оценкам сети кинотеатров “Синема-Парк”, уже в 2007 г. только кассовые сборы кинотеатров (без учета продаж фильмов и домашнего кинопроката) составят $900 млн. Генеральный директор сети кинотеатров “Нева-фильм” Олег Березин больше склоняется к прогнозам PwC. По его оценкам, кассовые сборы кинотеатров в 2009 г. составят $500 млн, а продажи DVD — $500-600 млн.

“Кроме увеличения числа читателей еженедельных и ежемесячных журналов, продолжится рост стоимости рекламы в печатной периодике”, — полагает управляющий директор Delta Private Equity Кирилл Дмитриев. С ним согласен и генеральный директор ИД Родионова Алексей Волин. “При тираже в 80 000 экземпляров отпускная цена одного номера составляет $1, — рассуждает Волин, — и если мне захочется увеличить тираж на 10%, это принесет дополнительных $8000 оборота, что сопоставимо со стоимостью полосы рекламы”.

Шестой год подряд международная аудиторская и консалтинговая компания PricewaterhouseCoopers делает прогноз развития медиарынка и индустрии развлечений на ближайшие пять лет. В этом году PwC подготовила прогноз по развитию 14 сегментов рынка (киноиндустрия, телевидение, звукозапись, реклама, Интернет, видеоигры, издательство книг, газеты, журналы, игорный бизнес, спорт, парки развлечений и др.) на 2005–2009 гг. В своих расчетах PwC учитывает данные отраслевых ассоциаций, государственную статистику, публикации в СМИ и другие отраслевые источники. Затем строится модель, учитывающая экономические, демографические и технологические, конкурентные, поведенческие и другие факторы с точки зрения их влияния на медиарынок и индустрию развлечений.

Источник: "Ведомости", №128