Свобода слова по-депутатски

По столичным газетам прокатилась волна возмущения: к журналистам попало положение "О порядке подготовки и проведения пресс-конференций и брифингов в Государственной думе", утвержденное недавно Борисом Грызловым. В нем перечислены правила, по которым депутатам следует общаться с представителями прессы.

 К примеру, депутаты могут проводить пресс-конференции в строго определенные дни и часы. Продолжительность брифинга не должна превышать получаса. Заявку на грядущее мероприятие следует подавать не позднее чем за два дня, и так далее. "С помощью нового распоряжения руководство Госдумы решило взять под контроль работу прессы!" - запестрели заголовки.

В каком-то смысле СМИ перестарались: распоряжение это отнюдь не ново. Многие из этих правил утверждены еще в 1996 году. Просто в процессе недавней реорганизации Госдумы пресс-служба получила гордое звание Управления по связям с общественностью и взаимодействию со СМИ, которое и "переиздало" известное положение, дабы обновить в нем свой титул. Содержание его осталось практически прежним. По каждому пункту у старого-нового управления заготовлены объяснения. Вы удивлены, что с прессой можно общаться только по понедельникам, вторникам и четвергам, с 12.00 до 14.00?

Так ведь пресс-конференции проводятся исключительно в Малом зале (это единственное место в Думе, где можно вести стенографирование), и журналистов туда приглашают лишь в перерывах между парламентскими слушаниями, круглыми столами и заседаниями фракций. Заявку нужно подавать за два дня?

Так ведь техническим службам нужно время на подготовку. Депутатов таким образом вынуждают комментировать события двухдневной давности?

Так, депутат может брифинг и в думском коридоре устроить, оперативненько, или даже в собственном кабинете. Никто не запрещает.

Но есть в обновленном постановлении пункт, который возлагает на Управление по связям с общественностью особые полномочия. На каждой пресс-конференции, организованной бывшей пресс-службой, будет присутствовать один сотрудник и один ведущий из того же управления. Именно ведущий предоставляет (или не предоставляет) слово присутствующим. По тексту положения "право задавать вопросы предоставляется только приглашенным на пресс-конференцию журналистам", депутаты такого права лишились. На это тоже есть свое оправдание - слегка комическое.

- Мы не хотим давать возможность подходить к микрофону не журналисту, - пояснил "МН" думский начальник отдела аккредитаций и мониторинга СМИ Петр Акаемов. - Иногда приходит помощник какого-нибудь другого депутата и начинает нашему депутату вопросы задавать. Это этично? Или придет какой-нибудь больной, который каким-то образом проник в Государственную думу, и тоже будет задавать вопрос депутату. Зачем?

Получается, этот пункт был задуман для депутатского же блага. Но именно он вызвал возмущение у депутатов от оппозиции. Коммунисты заявили, что "руководство нижней палаты попытается пресечь "неправильные" пресс-конференции и ограничить действия оппозиции в стенах парламента", Николай Харитонов назвал постановление "фильтром тонкой очистки", сквозь который будут процеживать злободневные события, а депутат от фракции "Родина", зампред комитета Госдумы по труду и социальной политике Олег Шеин вообще намерен игнорировать этот документ.

Хотя власть по-всякому намекает: не задавайте лишних вопросов.

Источник: “ Московские новости “