ИД «Коммерсантъ» совместно с ЗАО «ИнтерМедиаГрупп» создал дочернее предприятие – ЗАО «Коммерсантъ» в Самаре. Организованному предприятию были переданы права издателя газеты «Коммерсантъ» на территории Самарской, Ульяновской, Оренбургской областей.
Наиболее заметные события на рынке печатных СМИ в 2002 году так или иначе связаны с вложением денег в медиаактивы. Так, Внешторгбанк приобрел 49% акций холдинга «Газпром-Медиа». Таким образом, глава Внешторгбанка Андрей Костин стал одной из ключевых фигур на медийном рынке страны.
ЗАО «Издательский Дом “Бурда”» и компания «Бурда Бетройунг» приобрели участие в уставном капитале распространительской компании ЗАО «Сейлс». В том же году ИД «Логос-Медиа» совместно с крупнейшим немецким ИД Heinrich Bauer Verlagsgruppe принял решение о создании новой компании – «Издательства “Бауэр-Логос”».
ЗАО «Редакция газеты "Московский комсомолец"» увеличила уставной капитал в 10 тыс. раз – с 10 руб. до 100 тыс. руб. – за счет капитализации прибыли 2001 года.
Не обошелся этот год и без прихода новых игроков. Норвежская медиагруппа A-Pressen приобрела 25% акций газет «Советский спорт» и «Комсомольская правда», принадлежащих «Проф-Медиа». А в конце года швейцарская компания EDIPRESSE купила 52% акций российского ИД «КОН-Лига пресс».
В 2003 году процессы на рынке СМИ явно активизировались. В марте «Проф-Медиа» приобрел 35% акций ИД «Индепендент Медиа». Контрольный пакет (65%) остался за основателями «Индепендент Медиа». И уже в конце года эти две компании объявили о создании совместного предприятия, которое будет издавать профессиональные журналы. В новую компанию переходят b2b-активы, принадлежащие компаниям: журнал «Финансовый директор» и «Агробизнес».
В сегменте деловых СМИ наблюдалось весьма любопытное явление – приход на российский рынок всемирно известных брендов. Так, летом ИД Time Inc. выходит на российский рынок с журналом "Fortune", а в середине осени в России было зарегистрировано ЗАО Axel Springer Russia, контролирующим акционером которого является Axel Springer AG. Через год компания вышла на рынок с русскими версиями журналов "Forbes" и "Newsweek".
Помимо этого наблюдался высокий интерес бизнес-структур к масс-медиа. Так, Промсвязьбанк, владеющий контрольным пакетом ИД «Аргументы и Факты», купил крупный пакет акций издательства «Труд». В том же году РОО «Открытая Россия» приобрело права на «Московские новости», «Moscow News» и «Родительское собрание».
Российское книжное издательство «АСТ» начинает выпускать журналы. В результате тендера, проведенного Национальным географическим обществом США, «АСТ» получило лицензию на издание в России журнала «National Geographic» сроком на пять лет с правом пролонгации.
Инвестфонд Russian Media Ventures, одним из учредителей которого является группа «Видео Интернешнл», стал контролирующим акционером издательского дома «ОВА-Пресс».
2004 год логично продолжил активность 2003-го. Уже в январе стало известно, что ЗАО «ИнтерМедиаГруп» и ООО «Издательский дом Hachette Filipacchi Shkulev» начали работать как единая группа компаний (слияние завершилось в июне). Согласно подписанному документу, 85% ЗАО «ИМГ» перешли в собственность ООО HFS, в котором, в свою очередь, 51% акций принадлежит Hachette Filipacchi Medias (HFM), a 49% – президенту ИД Виктору Шкулеву.
Примерено в то же время руководство холдинга «Проф-Медиа» заявило о желании продать неконтрольные пакеты в медийных компаниях – «Прайм-ТАСС» и «Эксперте», где холдингу принадлежало 35% и примерно 42%. Владельцем 35% акций информационного агентства стал Еврофинанс Моснарбанк. Таким образом доля банка в капитале агентства увеличилась до 50%. В свою очередь, редакция журнала «Эксперт» выкупила пакет акций издания, принадлежащий «Проф-Медиа».
Также «Проф-Медиа» продал принадлежащие ему 35% акций издательского дома «Индепендент Медиа». Покупателем акций стал сам «ИМ», который, по оценкам экспертов, заплатил за них $45 млн. Но холдинг не только продавал: входящая в ЗАО «ИД "Проф-Медиа"» компания Business Media Communications приобрела ИД «Медиадом» (журнал «Индустрия рекламы»).
ИД «Коммерсантъ» отказался от услуг своих бизнес-партнеров в субъектах федерации, выкупая доли собственности, принадлежавшие многочисленным ЗАО в региональных редакциях. Официальная причина отказа от сотрудничества – плановые мероприятия по превращению региональной сети в цепочку дочерних предприятий.
ИД Heinrich Bauer Verlagsgruppe приобрел контрольный пакет издательской группы «Логос-Медиа» у ее создателя Андрея Панова.
Петербургский ИД «Собака» начинает издавать в двух столицах российскую версию популярного в Европе и США журнала о досуге и развлечениях «Time Out» .
Другое заметное событие на Северо-Западе – приобретение «Фондом развития и поддержки СМИ» (в этот холдинг входят: Балтийское информационное агентство, «Радио Балтика», Агентство рекламных технологий АРТ и ИД «Время», выпускающий газету «Вечернее время») газет «Смена» и «Невское время», а также 30% пакетов акций в изданиях «Вечерний Петербург» и «Санкт-Петербургские ведомости».
2005 год только-только вступил во вторую половину, а событий на рынке произошло уже невероятно много. Пожалуй, самое громкое из них – приобретение компанией Sanoma Magazines 100% акций ИД «Индепендент Медиа». Сумма сделки составила 142 млн. евро. Эиджа Эйласмаа, президент Sanoma Sanoma, заявила: «Для нашего будущего “Индепендент Медиа” – это трамплин для дальнейшего расширения присутствия не только на уже охваченных рынках, но также и на новых рынках в СНГ».
Кроме того, как никогда стал очевиден процесс смены владельцев разных изданий. Так, ООО «Издательский дом Родионова» (ИДР) приобрел проект «Домовой», ранее принадлежавший Glossy. Сумма сделки не разглашается, однако эксперты оценивают ее в $2-3 млн. Журнал «Компания» полностью перешел под контроль главного редактора Андрея Григорьева. Национальная резервная корпорация, владевшая 68% акций издания, продала свою долю, а примерно через месяц ИД Родионова официально объявил о покупке «Компании» у его основателя Андрея Григорьева. ИД Родионова выкупил у Григорьева и его первого заместителя Эльмара Муртазаева 100% акций ИД «Курьер» (издателя «Компании») и ООО «Редакция “Компания-ДЕ”» (владельца торговой марки).
Но на этом список событий, связанных с ИД Родионова, не заканчивается. Стало известно, что долю в ИДР купил президент Уральской горно-металлургической компании Искандер Махмудов. Сергей Родинов, до этого владевший 100% акций ООО «ИД Родионова», сообщил «Ведомостям», что Махмудов и его партнер Андрей Бокарев купили 50% акций ИД на двоих, по 25% каждому.
Одна из самых обсуждаемых сделок – приобретение медиахолдингом «Газпром-Медиа» у ЗАО «Издательский дом “Проф-Медиа”» 50,19% акций ОАО «Редакция газеты “Известия”».
Опальный олигарх Борис Березовский решил продать «Независимую газету». Это решение он объясняет необходимостью сосредоточиться на проектах российского издательского дома «Коммерсантъ» и «Коммерсантъ-Украина». Он сообщил, что переговоры о продаже «НГ» уже ведутся, но, пока сделка не завершена, он не хотел бы называть потенциального покупателя. Стоит отметить, что предприниматель Константин Ремчуков, занимающий должность помощника министра экономразвития России, рассматривает возможность приобретения медиаактива. Пресса не исключает, что этим активом может стать и «Независимая газета».
Новым собственником журнала «Огонек», который переживает эпоху реформ, стал телекоммуникационный холдинг «Телекоминвест» (Санкт-Петербург). Об этом 20 июня сообщило РИА «Новости» со ссылкой на инвестиционную компанию Russian Media Ventures, которая обладает контрольным пакетом акций ИД «ОВА-Пресс», издававшего «Огонек».
Главный акционер Group Menatep и владелец газеты «Московские новости» Леонил Невзлин заявил, что собирается продать издание. Вскоре стало известно, что 100% акций ИД «Московские новости», владеющего брендами «Московские новости» и «The Moscow News» , купил украинский бизнесмен, президент Media International Group, глава Всеукраинского еврейского конгресса и Объединенной еврейской общины Украины Вадим Рабинович.
ИД «Вокруг света» приобрел компанию «Индепендент Спорт». Как сообщил источник со стороны продавца, сделка была заключена в интересах Романа Абрамовича, но управлять журналом будет «ВС».
На фоне продаж и перепродаж этих изданий случилось и еще одно заметное событие – прекращение выпуска издательским домом «Мегаполис-Экспресс» одноименной газеты и еженедельника «Мегаполис новости». Официальной причиной этого были названы проблемы с распространением, однако эксперты рынка сошлись на мнении, что газеты не соответствовали современным запросам потребителей.
Если говорить о внутренних изменениях в медиакомпаниях, то стоит отметить создание «Проф-Медиа» издательского дома «Комсомольская правда», который объединил три принадлежащие холдингу газеты – «Комсомольскую правду», «Советский спорт» и «Экспресс газету». Более 50% нового издательского дома принадлежат «Проф-Медиа», более 25% – норвежской группе компаний A-Pressen (которая до этого владела 25% плюс одна акция «Комсомольской правды» и «Советского спорта»), остальное – миноритарным акционерам.
Безусловно, с начала века на медиарынке произошло очень много событий, но какие из них наиболее важны и значимы? «Курьер» обратился за комментариями к профессионалам рынка. Что они нам сказали, читайте в следующем номере.
Источник: "Курьер"