Газета "Бизнес" о продажах посредством Интерент

Ассоциация одного процентаНациональная ассоциация участников электронной торговли (НАУЭТ) посчитала объемы рынка розничной торговли через интернет за 2004 год. Вкратце: рост впечатляет - 40%, а объемы не очень - 1% от общего розничного оборота России, или $660 млн, если считать в деньгах. Для того чтобы превратить 1% в более солидную цифру (в США это 14–15%, по данным ассоциации), НАУЭТ собирается вводить рейтинги и систему сертификации онлайн-магазинов, что, по замыслу организаторов этой затеи, должно увеличить доверие к интернет-торговле. А недоверие и недостаток информации у потребителей аналитики этой организации считают одним из главных препятствий на пути развития электронной коммерции в России.

Надо сказать, что до последнего времени ассоциация занималась исключительно b2b областью торговли в онлайне, и на данный момент в ее состав входят только два магазина, ориентированных на конечных потребителей,- PChome и Ozon. Директор по маркетингу НАУЭТ Светлана Клименко обещает, что в скором времени в ассоциации будет гораздо больше b2c площадок, торгующих самыми разными товарами. Может быть, будет. Вопрос - что получат сами магазины от участия в ассоциации? По идее - возможность совместного координирования развития отрасли в целом и общение с государством, которое в последнее время начинает внимательнее присматриваться к интернет-торговле (да и интернету в целом) на предмет порегулировать ее. Решение этих задач интересно лидерам рынка, поэтому они, скорее всего, первыми вступят в ассоциацию. Насколько же эффективной будет эта возможная совместная работа - покажет будущее.

Занятно одно из начинаний НАУЭТ - введение рейтинга онлайн-магазинов. Даже не сама идея рейтинга - в том или ином виде они существовали и раньше, а критерий, по которому будут распределяться в нем места. Точкой отсчета выбран показатель conversion rate - соотношения посещаемости магазина и продаж. Вообще этот показатель хорош для анализа рекламных кампаний, ориентированных именно на продажи. Может быть, при его помощи даже можно составлять рейтинг - но только на определенной группе магазинов, а именно - относительно небольших проектов, которые не то чтобы широко и хорошо известны интернет-публике. На крупные торговые площадки люди ходят часто просто для сравнения разных товаров, скажем, рабочих характеристик техники. Магазин становится своеобразным информационным ресурсом для потребителей. На сайт магазина-середнячка просто так обычно не ходят, а попадают туда уже после того, как цель определена и осталось только совершить покупку. Кроме того, показатели конверсии значительно различаются в зависимости от типа товаров. В магазинах, торгующих, скажем, книгами, он в среднем выше, чем в случае торговли крупной бытовой техникой и т. д.

Так что рейтинг, основанный исключительно на показателе конверсии в продаже, будет малополезным для определения успешности магазинов. К концу этого года Светлана Клименко обещает появление рейтинга, который будет учитывать еще и различия товарных категорий, и оборот магазинов сам по себе (без жесткой привязки к конверсии), но ближайший, первый рейтинг будет всего этого лишен, что может сказаться на авторитете ассоциации в целом. Крупные игроки, теоретически заинтересованные в совместной деятельности, вряд ли будут рады оказаться в рейтинге позади середняков, у которых конверсия в продаже окажется больше.

А вообще, не совсем понятно, как рейтинг, пусть даже в улучшенном варианте, увеличит пресловутое доверие потребителей к покупкам через интернет в целом. Ведь он интересен в первую очередь участникам рынка, а потребителю в массе своей аббревиатура НАУЭТ, надо полагать, пока еще мало что говорит. Да и по большому счету не в недоверии клиентов причина этого самого 1%. Даешь интернет!

Источник: газета "Бизнес"