АФК "Система" нашла покупателя на свои распространительские активы - компанию "Наша пресса", в которую входит крупнейший продавец прессы в метрополитене "Метропресс". Им станет группа частных лиц во главе с Яковом Соскиным, который в настоящее время занимает пост председателя совета директоров типографии "Медиа Пресса". Участники медиарынка полагают, что, покупая "Метропресс", новые собственники "Нашей прессы" приобретают не только сильный коммерческий актив, но и политический.

"Наша пресса" - оптовый дистрибутор печатной продукции, принадлежащий АФК "Система". Ее оборот составляет 40 млн руб. в месяц. "Наша пресса" владеет компанией "Столичная пресса", которой принадлежит около 70 точек в Москве, и миноритарным пакетом в компании "Метропресс", владеющей порядка 70 точек в метро. Мажоритарный акционер "Метропресса" - ГУП "Московский метрополитен", владеющий более 50% компании. Ежемесячный оборот этих розничных сетей составляет, по оценкам экспертов, около 20 млн руб.

Как сообщил Ъ Яков Соскин, протокол о намерении с АФК "Система" уже подписан и он надеется, что сделка будет завершена до конца этого месяца. Генеральный директор "Системы Масс Медиа" (управляет медиаактивами АФК "Система") Александр Лейвиман отказался от комментариев. Сумма сделки не разглашается, однако, по оценкам экспертов, она составит около $5 млн.

По словам господина Соскина, он приобретает "Нашу прессу" совместно с партнерами, чтобы самостоятельно развивать распространительский бизнес: "На базе "Нашей прессы" мы планируем создать достаточно крупную распространительскую сеть - на первом этапе она охватит всю европейскую часть России". Участники рынка отмечают значимость приобретения сети распространения в столичном метро. "Киоски в метро всегда являются ценообразующими для Москвы - за счет высокого потока людей они устанавливают минимальную стоимость на издание в розницу",- говорит президент издательского дома "Семь дней" Дмитрий Бирюков. А председатель правления Ассоциации распространения печатной продукции Александр Оськин подчеркивает, что после сокращения торговли попытки создать распространительские структуры в метро или около метро не увенчались успехом: "И сейчас игроки, естественно, обращают внимание на уже имеющиеся точки, так как они могут быть не только источником дохода, но и способом воздействия на электорат, который в преддверии выборов может приносить даже больший доход, чем собственно распространение".

В том, что АФК "Система" решила избавиться от своих распространительских активов, участники медиарынка не видят ничего удивительного. "Если раньше у них было около 150 точек в метро, то после того, как свернули торговлю в метро, их осталось всего 70,- рассуждает заместитель генерального директора "Ашет Филипаки Шкулев" Вячеслав Керов.- В результате упала рентабельность сети, и холдинг решил избавиться от непрофильного бизнеса". В выходе из распространительского бизнеса непрофильного инвестора участники и эксперты рынка видят также продолжение реструктуризации медиарынка. "Начался новый этап теперь уже в дистрибуторском сегменте, до этого структурировались издательские активы",- говорит Александр Оськин.

Не все участники рынка распространения, однако, верят в то, что "Наша пресса" приобретается в интересах частных лиц. "Если господин Соскин заключает сделку по приобретению сетей распространения прессы, то логично предположить, что это делается в интересах Промсвязьбанка, которому принадлежит "Медиа Пресса". Он уже владеет крупной распространительской сетью "АиФ" и имеет опыт работы с распространительскими активами",- считает генеральный директор Московского союза печати Андрей Сулейков.

Источник: «Коммерсантъ»