“Так серьезно темпы роста интернет-аудитории снизились впервые с момента появления Рунета”, — говорит аналитик J'son & Partners Борис Овчинников. Результаты опросов, проводимых фондом “Общественное мнение” (ФОМ), также показали, что в 2005 г. прирост недельной аудитории составил 25-30%, тогда как в 2004 г. — лишь 46%. “Те, кто не мог себе позволить Интернет — не было хорошего доступа, компьютера и т. д., — сейчас уже им пользуются”, — поясняет Овчинников. Он полагает, что теперь рост будет поддерживаться в основном за счет подрастающего поколения и к концу 2005 г. недельная аудитория Рунета вырастет на 24% до 9,8 млн человек.
А согласно данным ФОМ, еженедельная аудитория Рунета весной этого года уже составляла 11 млн. Со статистикой ФОМ соглашается Андрей Себрант, директор по специальным проектам Яndex. В то же время он подтвердил, что темпы роста аудитории снижаются, а в Москве она почти перестала расти. “Все, кто имеет компьютер, к Интернету уже подключились, а для дальнейшего роста необходимо увеличение компьютеризации населения, что сдерживают высокие цены”, — отметил Себрант.
Зато растет интенсивность использования Интернета, указывает гендиректор Mail.ru Дмитрий Гришин. Он приводит данные ФОМ, согласно которым количество граждан, кто пользуется Интернетом каждый день, за год выросло на 72%. Он считает, что на протяжении ближайших нескольких лет темпы роста интернет-аудитории останутся очень высокими. А эксперт по медиарынку Иван Засурский полагает, что их замедление может объясняться просто большим объемом интернет-аудитории. Аналитик iKS-Consulting Татьяна Толмачева соглашается, что регулярная аудитория сформировалась, но уверена, что прирост недельной аудитории в абсолютном выражении — 2 млн пользователей в год — будет пока сохраняться.
J'son & Partners также подсчитали, что за счет роста трафика доходы от интернет-услуг растут быстрее. Борис Овчинников отмечает, что ежегодное удвоение объема данных стало устойчивой тенденцией. “В 2003-2004 гг. цены на трафик в Москве снижались в разы, но сейчас передача данных через Интернет практически не дешевеет. Домашние пользователи платят $20-30 за 1 Гб информации, корпоративные — от $5 до $60”, — говорит Овчинников. Он прогнозирует, что в 2005 г. рынок вырастет на 46% до $1,5 млрд. Эксперт по информационному обеспечению “МТУ-Интел” Илья Фабричников связывает рост объемов интернет-трафика с увеличением скорости доступа в Интернет. Он добавил, что сейчас все большую популярность получает широкополосный доступ, позволяющий скачивать “тяжелый контент” — например, музыку и видео.
По данным J’son & Partners, рост посещаемости “большой тройки” Рунета (Rambler, Яndex, Mail.ru) во II квартале 2005 г. составил 30% по сравнению с аналогичным периодом 2004 г. В течение первых трех кварталов 2004 г. этот показатель составлял 60%, а в IV квартале 2004 г. и I квартале 2005 г. – снизился до 50%. В июне 2005 г. недельная аудитория Рунета составляла около 7,6 млн человек. Доходы операторов от интернет-услуг в 2004 г. выросли на 57% до $1,02 млрд, а в I квартале 2005 г. – на 55% до $350 млн.
Источник: "Ведомости"