Правила организации продаж периодической печатной продукции в розничных сетях г. Москвы

Принято на заседании рабочей группы АРПП по розничному распространению прессы 21 июля 2005 г.

1. Введение

Настоящий документ определяет общие условия организации розничной торговли периодической печатной продукцией (далее «продукция»), которые являются основой для:

- формирования системы взаимоотношений между участниками рынка розничного распространения периодической печатной продукции на принципах, обеспечивающих свободу слова, доступ к информации для конечных покупателей продукции и экономическую целесообразность организации продаж;

- заключения договоров между участниками рынка;

- роста продаж и оптимизации ассортимента для каждого торгового объекта.

2. Основные используемые термины

2.1. Периодическая печатная продукция (далее продукция) – газета, журнал, альманах, бюллетень, иное издание, имеющее постоянное название, текущий номер и выходящее в свет не реже одного раза в год.

2.2. Пункт розничных продаж печатной продукции (ПРП) – торговый объект (киоск, лоток, стойка и т.п.), из которого осуществляется продажа продукции конечному покупателю.

2.3. Розничный продавец – физическое лицо (киоскёр, лотошник, «ручник» и т.п.), осуществляющее розничную продажу печатной продукции конечному покупателю.

2.4. Розничное предприятие – юридическое лицо, обладающее правами на основании заключённых договоров приобретать у издателя и/или у оптовика печатную продукцию и продавать её розничному продавцу.

2.5. Оптовик - юридическое лицо, обладающее правами на основании заключённых договоров на приобретение у издателя печатной продукции и поставку её мелкорозничным и розничным предприятиям.

2.6. Издатель – юридическое лицо, осуществляющее деятельность по созданию и использованию периодической печатной продукции.

2.7. Покупатель – конечный потребитель продукции.

3. Цели участников рынка

3.1. Обеспечение беспрепятственного доступа Покупателей к продукции, создание условий для удовлетворения их спроса на издания в разных тематических группах с максимально возможным ассортиментом.

3.2. Открытие новых «ПРП».

3.3. Оптимизация количества мест выкладки продукции для каждого «ПРП», на принципах экономической целесообразности.

3.4. Предоставление Издателю возможности:

- распространять издания в соответствие с настоящими правилами продаж;

- получать информацию о продажах по принятым стандартам.

4. Основные условия распространения прессы в розничных сетях

4.1 Право на возврат

Право на возврат может быть:

- полным;

- ограниченным. В этом случае Розничное предприятие имеет право устанавливать тираж и не гарантирует нахождение издания в продаже в течение всего срока реализации.

4.2. Право на установление тиража Издатель, в случае предоставления Розничному предприятию возможности возвращать непроданную продукцию в согласованные сроки и компенсации дополнительных издержек Розничного предприятия, имеет право рекомендовать объемы поставок.

4.3. Право на формирование ассортимента

Ассортимент, реализуемой печатной продукции, зависит от параметров «ПРП» и регулируется соглашением о предельном значении наименований продукции или количеством мест выкладки.

Ассортимент определяет Розничное предприятие и несет ответственность за беспристрастность перед Издателями. Обязанностью Розничного предприятия является предложение по созданию равных условий сотрудничества со всеми издателями.

Издатель имеет право на размещение нового (только что начавшего издаваться) издания в сетях Розничного предприятия на период «пробной продажи». Розничное предприятие не гарантирует Издателю возможность реализации этого права одновременно во всех обслуживаемых им «ПРП». График размещения нового издания на период «пробной продажи» согласовывается Розничным предприятием и Издателем отдельно по каждому «ПРП».

В случае, если по окончании периода «пробной продажи» реализация издания в конкретном «ПРП» была менее эффективна в сравнении с другими изданиями в данной тематической группе, Розничное предприятие при наличии новых предложений от Издателей производит «ротацию» данного издания.

Повторное размещение возможно через 6 месяцев после «ротации».

Снятие с продаж издания в конкретном «ПРП» также возможно, если имеются нулевые продажи двух выпусков подряд, или за 3-х месячный период средние продажи одного номера составили менее 1 экземпляра.

Размещение изданий, не попавших в ассортиментный перечень, но издающихся, производится на тех же условиях, что и для новых изданий.

4.4. Право поставки

Право определять ассортимент обязывает Розничное предприятие активно и полно использовать спрос на рынке (опираясь на реальные заказы) и документально это обосновывать. Использование рынка достигается посредством:

- определения оптимального количества «ПРП» для каждого издания;

- регулирования тиражей совместно с Издателем (снижение затрат посредством контроля за возвратами);

- создания привлекательного имиджа продукции;

- обеспечения максимального оборота от продажи продукции с единицы площади торгового оборудования.

4.5. Ценообразование

4.5.1. Цена поставки на продукцию от Издателя/Оптовика Розничному предприятию

Издатели/Оптовики поставляют продукцию всем Розничным предприятиям, находящимся на одной территории (город, район, область), по единым ценам.

4.5.2. Розничная цена.

Розничное предприятие согласовывает с Издателем/Оптовиком конечную розничную цену. Окончательное решение о розничной цене принимает Розничное предприятие.

4.5.3. Конечной целью системы ценообразования является продажа прессы на одной территории по единым розничным ценам и работа всех звеньев цепочки продаж по принципу скидок с розничной цены.

4.6. Гарантии выполнения договоров

Розничные предприятия через свои объединения могут выступать перед Издателями со своим консолидированным мнением, гарантирующим каждому Розничному предприятию единство договорных условий по распространению печатной продукции.

5.Организация продаж в «ПРП»

5.1. Структура размещения продукции в «ПРП»:

- основной ассортимент (занимает 85-95% от мест выкладки);

- ассортимент на пробу (занимает не менее 5% от мест выкладки);

- обязательный ассортимент при желании Продавца (занимает не более 5% от мест выкладки).

5.2. Информационно - рекламные модули, или места для рекламного распространения размещаются и обслуживаются по согласованию Сторон.

6. Развитие структуры «ПРП»

Розничные предприятия должны на территории своей деятельности прилагать усилия по созданию новых постоянных пунктов распространения продукции с целью обеспечения каждого жителя быстрого доступа к продукции. Если есть спрос на продукцию – гарантировать её присутствие в «ПРП».

7.Срок продаж

7.1. Для изданий с периодичностью выхода один раз в месяц и выше, срок продаж обязателен до выхода следующего выпуска издания (за исключением случаев при ограниченном возврате см. п.4.1.).

7.2. Для изданий на «пробу» срок определен.

Ежедневная пресса не менее 1 месяца;

Еженедельные издания не менее 8 выпусков;

Издания выходящие 2 раза в месяц не менее 3 выпусков;

Ежемесячные издания не менее 2 выпусков;

8.Планирование продаж

Управление продажами производится Розничным предприятием. При этом оно исходит из нижеследующих критериев

8.1. По данным Издателя для первых выпусков нового издания.

8.2. По данным продаж последних номеров с учетом установленных норм возврата.

8.3. Учет сезонных колебаний спроса, планируемых мероприятий по стимулированию продаж на торговых объектах, планов рекламы в СМИ. Возможность изменять заказ на первый выходящий номер после обработки данных возврата.

Розничное предприятие один раз в квартал подготавливает методические отчеты о порядке применения данных критериев. Издатели оценивают работу Розничного предприятия по управлению продажами.

9. Реклама продукции в «ПРП»

По условиям договора между Розничным предприятием и Издателем, может быть предусмотрено использование дополнительных методов стимулирования продаж, направленных на привлечение внимания Покупателей к конкретным изданиям. Подобного рода дополнительные услуги оказываются Издателю на платной основе. Стоимость указанных услуг, а также доля участия Розничного предприятия и Издателя в доходах и затратах связанных с этой деятельностью, определяются ими при заключении Договора.

10. Компенсация Издателями затрат Розничного предприятия

10.1. Компенсация затрат при возврате нереализованной продукции в объеме более 20% (в случае если Издатель принимает на себя функцию управления объемом поставляемой продукции).

10.2. Компенсация прямых затрат, связанных с распространением продукции (сортировка и доставка).

11. Возврат непроданной продукции

11.1. Протокольные возвраты

Издатель имеет право контролировать возвраты для поддержания добросовестности по взаимосогласованным срокам и условиям.

Розничное предприятие обязуется обеспечить уничтожение возвратов.

11.2. Физические возвраты

В случае физических возвратов стоимость обработки и хранения больше чем при протокольных возвратах.

11.3. Доходы от утилизации продукции принадлежат Розничному предприятию.

12. Доступ к информации

Издатель получает без дополнительной оплаты информацию о продажах тиража по каждому «ПРП» в форме: «поставлено - (допоставлено) – возвращено – продано», итого по изданию с учетом резервов, потерь, брака. Срок предоставления отчетов по окончании обработки возврата в течение 3 дней.

Более оперативная информация о продажах предоставляется по отдельным соглашениям.

13.Оплата за реализованную продукцию

Розничное предприятие осуществляет выплаты за реализованную продукцию Издателю/Оптовику в срок не позднее 35 дней от даты окончания реализации данной продукции.

Председатель Правления АРПП А.В. Оськин