Уважаемый Денис Дмитриевич,
Ассоциация распространителей печатной продукции последовательно поддерживает усилия руководства ФГУП «Почта России» по совершенствованию оказания населению почтовых услуг и, в частности, развитию института подписки на периодические печатные издания. В этом контексте, в содружестве с другими отраслевыми общественными организациями была разработана «Концепция развития системы распространения периодических изданий по подписке в Российской Федерации». В соответствии с достигнутыми договоренностями специалистами ФГУП «Почта России» на основании высказанных нами предложений были разработаны «Тарифы на подписки и доставку газет и журналов» на 1-е полугодие 2006 года.
В медиа сообществе ожидали, что новая методика и пересмотр тарифов обеспечат прозрачность и предсказуемость ценообразования в подписке на периодическую печать, а главное, снизят подписные цены на издания, что позволит повысить подписные тиражи на газеты и журналы. Вместе с тем, представленный на презентации 15 июля с.г. проект новых тарифов встретил неоднозначную реакцию в медиа сообществе и критику со стороны ряда крупных издателей.
В частности, соответствующие критические статьи о том, что новые тарифы ударят по интересам издателей и читателей и приведут к падению тиражей появились в таких изданиях как «Российская газета», «Коммерсантъ», «Комсомольская правда», на сайте Союза издателей и распространителей печатной продукции «Витрина» и др. Острой критике предложенные тарифы были подвергнуты и на заседании Правления Гильдии издателей периодической печати, состоявшемся 20 июля с.г.
Все это свидетельствует о том, что новые тарифы, прежде всего, не были убедительно представлены медиа сообществу, не была проведена соответствующая разъяснительная и PR-работа. Отсюда вопросы и недоразумения. Общая негативная реакция медиа сообщества, на наш взгляд, объясняется еще и некоторыми объективными недоработками и упущениями как в предложенной методике расчета подписных цен, так и в уровне самих тарифов.
Так, на протяжении последнего десятилетия при функционировании региональных УФПС в качестве самостоятельных юридических лиц, в каждом регионе фактически сложился свой подписной рынок, со своим уровнем почтовых тарифов и стоимостью других дополнительных услуг, связанных с распространением печатной продукции по подписке. Механизмы расчета местных услуг связи по доставке печатной продукции по подписке различались принципиально от региона к региону.
В этот период действовала единая методика по формированию тарифов по приему подписки и доставке газет и журналов и большинство регионов пользовались этой методикой для расчета себестоимости почтовых услуг.
Почтовые тарифы в этих условиях формировались с учетом региональных особенностей: структуры самого УФПС, наличию развитой инфраструктуры почтовой доставки, географических и демографических условий каждого региона, собственных взглядов руководства на политику цен в конкретном регионе и т.д.
Новая ценовая политика ФГУП «Почта России» - это решение в первую очередь собственных задач: сохранение своих доходов, повышение рентабельности услуг и др. Конечно, все это очень важно для коммерческой организации, но не менее важным остается учет общественного мнения, интересов издательского сообщества и в конечном итоге социальных потребностей общества в доступности информации. В этом контексте хотелось бы предложить осуществить некоторые дополнительные меры.
В сложившихся условиях раздробленности рынка подписки, переход к централизованной тарифной политике, на наш взгляд, должен происходить поэтапно с сохранением сложившегося на текущий момент уровня почтовых тарифов в регионах, при этом методика расчета тарифов может быть единой.
Особенно важно, чтобы руководители ФГУП «Почта России» учли и воспользовались опытом работы технологически передовых агентств, накопивших большой опыт работы по формированию подписных цен в условиях децентрализованной системы ценообразования на почтовые услуги.
Полагаем также необходимым принять дополнительные скоординированные меры как со стороны ФГУП «Почта России», так и Ассоциации распространителей печатной продукции и других отраслевых общественных организаций в части разъяснительной работы и PR-поддержки. Кроме того, считаем оправданным, чтобы руководство ФГУП «Почта России» выпустило специальный документ (пресс-релиз), призванный успокоить медиа сообщество, убедить, что новая тарифная политика ФГУП «Почта России» не приведет к значительному росту подписных цен и падению подписных тиражей. Имело бы смысл реализацию новой политики провести в несколько этапов и тарифы вводить постепенно или пересматривать их от одного подписного периода к другому.
Поддерживая стратегически политику ФГУП «Почта России» на повышение рентабельности филиалов в части работы на подписном рынке, полагаем целесообразным придерживаться гибкой тактики, основанной на поэтапном решении проблем, текущих рабочих консультациях и тесном взаимодействии отраслевых общественных организаций и ФГУП «Почта России».
С уважением,
Исполнительный директор АРПП Комиссарова Н.Б.