Если вы являетесь подписчиком каких-нибудь газет, то вас эта тема тем или иным образом затронет. Игорь Аркадьевич, каким образом это затронет потребителей? Как эта система образования тарифов будет отличаться от ныне действующей?
Игорь СЫРЦОВ, гендиректор "Почты России": Первое, что я хотел бы сказать, чем вызвана необходимость введения систем. В течение более двух лет идет процесс реструктуризации организации федеральной почтовой связи. По состоянию на 1 июля этого года формирование "Почты России", как единого предприятия, работающего на всей территории РФ, можно считать законченным. Присоединились последние 5 федеральных государственных унитарных предприятий, и мы действительно стали единым предприятием. Безусловно, работа в рамках единой компании диктует необходимость стандартизации и унификации методов, способов работы, тем более управлять таким сложным механизмом, такой обширной системой, которая состоит из 42 тысяч объектов, 360 тысяч работающих на территории России, весьма и весьма непросто, когда действуют разные системы и разные подходы, то, чего мы получили в наследство. Я могу привести следующие параметры: до введения этой системы, например, подписка на газету "Собеседник" на один месяц составляла во Владимирской области 47 рублей 20 копеек, а в Нижегородской области - 62 рубля 59 копеек. Почему? Потому что существовали разные принципы формирования тарифов. Мы действительно столкнулись с тем, что на целый ряд изданий доставка подписных изданий является убыточной, особенно на местные издания в силу исторических особенностей, путем административного давления, где-то благодаря другим факторам создавались весьма комфортные условия для СМИ, но при этом не бралось в расчет, что почта находится на самофинансировании и стоит перед необходимостью финансировать свою деятельность, платить зарплату своим работникам. Иной раз тарифы в Калининградской области составляли порядка 80 процентов реальной себестоимости на оказание этой услуги.
ВЕДУЩИЙ: Можно вам вопрос политический? А была ли такая практика, что на издание лояльной власти тарифы были ниже, нежели на издания оппозиционные?
Игорь СЫРЦОВ: Я бы не стал оценивать политические факторы. Я думаю, что патронаж тех или иных изданий со стороны администрации регионов, безусловно, существовал. Есть издания, которые учреждены администрациями, они их всячески патронируют, не секрет, в том числе и датируют, но датируют только на издания, а вот доставку должна была датировать почта, причем из собственных ресурсов, потому что никаких других у почты нет. Сегодня значительную часть затрат на издание СМИ, особенно центральных, составляют доходы от рекламы. Никто не учитывает их в стоимости, издания процветают, а почте никто рекламу не размещает, почта должна нести реальные затраты и на транспорт, и на оплату труда.
ВЕДУЩИЙ: Вы оказываете другие услуги. Давайте теперь, к чему вы пришли? Из того, что вы рассказали, я так понимаю, что рекламные издания будут доставляться по одним тарифам, а издания, где нет рекламы, по другим.
Игорь СЫРЦОВ: Я расскажу об основных принципах новой системы. Первое достоинство этой системы - то, что она является абсолютно прозрачной. Раньше системы были разные и понять суть этих систем было довольно сложно. Сегодня в основу образования тарифов ложатся понятные критерии. В первую очередь это вес издания. Ни количество полос, ни является оно глянцевым или каким-то, а вес издания. При определении трудозатрат на доставку вес является ключевой субстанцией, потому что это трудозатрата на переноску, на перевозку и так далее, на сортировку того же издания. Второй критерий - это 14 тарифных зон, которые утверждены правительством по выплате зарплаты.
ВЕДУЩИЙ: По какому принципу, по средней зарплате в этом регионе?
Игорь СЫРЦОВ: Да. Принцип образования зарплаты учитывает и удаленность, и северность, и географические показатели.
ВЕДУЩИЙ: Федеральные издания, которые издаются централизованно, издаются в Москве?
Игорь СЫРЦОВ: Нет, есть центр допечатки по разным регионам. Дело даже не в этом, дело в том, что тарифные зоны на выплату зарплаты как раз учитывают экономическую ситуацию, в том числе и географическую отдаленность районов, транспортные затраты. Зарплата в северных районах, в районах Дальнего Востока несколько выше, чем в центральной части РФ. Мы в том числе несем ту же нагрузку, зарплата для наших работников в тех районах несколько выше, чем в Центре. Вот этот принцип и был заложен. По большому счету, эти принципы как раз никаких нареканий не вызывают. Вызывает принцип формирование тарифов. Тарифы не однозначно увеличиваются, они меняются. В целом ряде районов тарифы снижаются. Второе положение по новой системе тарифов - мы будем применять единые тарифы как для физических, так и для юридических лиц. Раньше они существовали тоже разные. Основной принцип - это прозрачность. При этом мы применяем принцип патронирования в определенной степени региональных изданий, городских, районных газет, потому что прекрасно понимаем всю сложность для них вопроса доставки. Формируя систему новой тарификации, мы устанавливаем крайне низкую норму рентабельности - 5 процентов. Безусловно, там происходит увеличение. Если раньше это было ниже себестоимости, сегодня это несколько выше.
ВЕДУЩИЙ: А сегодня рентабельна или нерентабельна доставка?
Игорь СЫРЦОВ: Сегодня доставка после введения этой системы, мы рассчитываем, что будет рентабельна. Сегодня в целом ряде регионов она нерентабельна. В целом по стране сегодня рентабельна.
ВЕДУЩИЙ: Региональные издания отреагировали на эту новость об изменении условий системы доставки, новой системы образования тарифов. В частности, Алтай. Информационное алтайское агентство "Амителла" взяло интервью у Олега Давыдова, начальника отдела экономики и финансов управления федеральной почтовой связи по Алтайскому краю. Он подсчитал, что доставка газета "Алтайская правда", издание выходит 4 раза в неделю, весом 22 грамма и один раз весом 67 граммов, в течение полугода обойдется читателям примерно в 280 рублей. Наверное, дорого?
Игорь СЫРЦОВ: Я затрудняюсь дать точную информацию. Почему дорого? 10 долларов на полгода для выхода 4 раза, вы посмотрите размер края и вес газеты. Я думаю, что это нормальная цена с учетом сегодняшних цен на энергоносители и тех затрат, которые необходимы на функционирование почты. Скажите, за счет чего субсидировать доставку и снижать цены? Мы - хозяйствующий субъект. Если речь идет о том, что это важная работа, администрация края или региона, считая, что это важный общественно-политический момент, должна находить средства, в том числе и на снижение цен на доставку своего издания, а не только на издание. Я могу сказать о мировой практике. Например, французская почта ежегодно получает порядка 400-500 млн. евро на доставку периодической печати. Но такая практика далеко не во всех государствах. В нашей стране государство не несет на себе обязательств по субсидированию доставки периодической печати до конечных подписчиков. И самое главное, почему-то эти обязанности всегда возлагаются исключительно на почту. Рынок подписки и рынок доставки периодической печати абсолютно открыт. Если есть сомнения в том, что почта выставляет какие-то монопольные цены, почему не появляется альтернативных структур, которые бы занялись доставкой периодической печати? Пожалуйста, создавайте свои структуры и доставляйте печать. Никто не идет на этот рынок, потому что это не является выгодным и рентабельным. Почта, сопутствуя доставке других продуктов, имеет возможность устанавливать такого рода цены.
ВЕДУЩИЙ: Вот эти тарифы, 14 зон - это решение правительства. Сами тарифы устанавливаются кем?
Игорь СЫРЦОВ: Сами тарифы устанавливаются нашими подразделениями, исходя из методики, которая утверждена центральным аппаратом "Почта России".
ВЕДУЩИЙ: Меняться они как-то будут?
Игорь СЫРЦОВ: Они в дальнейшем будут меняться только в соответствии с показателями инфляции и не более того. Мы не сразу подошли к этой системе, мы делали попытку создания новой системы образования тарифов на подписку практически год назад. Первые наши предложения мы обсуждали в том числе и с представителями издательского и распространительского сообщества. Полгода назад мы приняли решение отложить это мероприятие, потому что поняли, что были справедливые замечания. Сегодня мы провели обсуждение, хотя оно не вызвало всеобщего восторга, но в то же время есть понимание и поддержка очень многих, что это назревшая и своевременная акция. Мы постараемся смягчить в каких-то регионах, там, где это очень болезненно, но, безусловно, самое важное - понимать, что пути назад нет и нет источников, которые позволили бы почте держать убыточные для себя тарифы на эту работу.
ВЕДУЩИЙ: Вы общались с издателями. Как издатели отреагировали на это? Есть ли у них опасения, что подписка может стать меньше?
Игорь СЫРЦОВ: Безусловно, есть. Любое начинание по повышению тарифов вызывает обостренную реакцию. Безусловно, никто не хочет разбираться, почему это. Когда те или иные структуры увеличивают тарифы, это всегда воспринимается потребителями болезненно. Я могу сказать, что мы сегодня - предприятие, которое нацелено на будущее, мы не ставим в своих приоритетах взвинчивание тарифов, потому что прекрасно понимаем, что мы работаем в условиях рынка, и если мы будем выставлять тарифы, которые рынок не может воспринимать, значит, мы будем терять объемы. Мы как раз заинтересованы именно в росте объемов. Сегодня речь идет об установлении четкой единой системы. Ведь совокупный рост тарифов, если взять в целом по стране, составляет всего 9,6 процента. Он даже ниже уровня рентабельности. Безусловно, по регионам ситуация разная. Я могу привести данные. Например, на "Комсомольскую правду" тарифы в республике Коми упадут на 30,9 процента, в Брянской области - на 19,1 процента, в Пензенской области - на 8,6 процента, в Нижегородской области - на 36,8 процента. Останутся без изменений в Московской, Волгоградской, Тульской и Ярославской областях. Увеличатся на 21,9 процента в Костромской области, на 15,9 процентов - в Липецкой, на 13,8 - в Хабаровском крае, на 9,6 - в Рязанской области. Вот примерный разброс. Понимаете, какая дифференциация и разница была в уровне тарифов в связи со старой системой. Появится новая прозрачная система. Уже сегодня на этапе подготовке к подписке мы сможем формировать конечные цены для подписчиков, и подписчик четко совершенно будет знать, сколько будет стоить конечная цена подписки с условием доставки.
ВЕДУЩИЙ: Такую фразу я во многих изданиях нашел. "В соответствии с утвержденным правительством РФ региональными коэффициентами зарплаты территория страны разделена на 14 тарифных зон. Внутри каждой зоны тарифы на одинаковые издания для жителей разных регионов являются одинаковыми". Так как я с десятого раза только понял, я думаю, что слушатели не все сообразили, что это. Объясните, что это означает?
Игорь СЫРЦОВ: Два слагаемых, два критерия, которые определяют величину тарифа, - это вес издания и тарифная зона. Вот тарифная зона, одна из 14, в эту тарифную зону входят несколько регионов. В каждом из этих регионов цена будет единой. Вот я вам приводил статистику соседних областей, Нижегородской и Рязанской, они в центральной части России находятся, а тарифы отличались в полтора раза, они будут одинаковыми.
ВЕДУЩИЙ: Обусловлено это было причинами политическими.
Игорь СЫРЦОВ: Не только политическими, но в связи с той ситуацией, что раньше подразделения почты были независимыми юридическими лицами и сами определяли и методики, и критерии, по которым формировались тарифы.
ВЕДУЩИЙ: И не стремились их повышать по причинам...
Игорь СЫРЦОВ: Тарифы сокращаются в некоторых регионах аж на треть. Наоборот, еще завышали. Сейчас мы понижаем тарифы.
ВЕДУЩИЙ: Почему эти тарифы где-то были занижены?
Игорь СЫРЦОВ: Во-первых, это связано с влиянием региональных администраций, которые практически диктовали почте необходимость создания таких убыточных тарифов на доставку изданий.
ВЕДУЩИЙ: Это для того, чтобы понравиться народу?
Игорь СЫРЦОВ: В первую очередь да и, наверное, для того, чтобы можно было сказать народу, что мы создаем условия, когда до вас информация доходит по доступным ценам.
ВЕДУЩИЙ: И вы смогли им сказать: нет, хватит, ребята?
Игорь СЫРЦОВ: Видимо, да.
ВЕДУЩИЙ: Для потребителя что-то будет меняться? Он будет отдельно платить за стоимость самой газеты и отдельно за доставку?
Игорь СЫРЦОВ: Раньше мы открывали подписной каталог, была цена издателя и отдельно формировалась цена доставки в конкретном регионе. Нужно было проводить сложение. Сегодня, когда мы эту методику доводим до издательского сообщества и до сообщества распространителей печати, уже на этапе издания каталогов можно формировать конечную цену, в которой будет четко сказано, что подписка на такую-то газету с учетом стоимости издания и его доставки будет стоить столько-то. Подписчик будет знать, ему не нужно будет разделять, сколько стоит газета и сколько стоит доставка. Поэтому это в определенной степени удобство и для распространителей, и для издателей, и для потребителей.
ВЕДУЩИЙ: Процентное соотношение в общей стоимости - сколько стоит доставка, а сколько стоит само издание?
Игорь СЫРЦОВ: Аналогии прямые невозможны, потому что все зависит от того, какое издание, какого объема, какой направленности, какие источники служат для формирования его доходной базы. Не секрет, что очень многие издания в конечной цене реализации не всегда лежит понятие "себестоимость". Если значительная часть изданий в своих доходных базах формируют за счет рекламы, это серьезные доходы. В конечной цене реализации не учтены эти составляющие, поэтому соотношение стоимости издания, которое идет в реализацию, и стоимость доставки, честно говоря, некорректно, потому что почта закладывает конкретные величины, это затраты на осуществление доставки - транспорт, топливо, зарплата, содержание своих объектов. Безусловно, мы не можем покрывать их за счет каких-то побочных доходов. Соотношение в каждом конкретном случае будет разное, потому что общей картины по стоимости изданий нет.
ВЕДУЩИЙ: Конечно, вы не можете повлиять на стоимость газеты "Спорт-экспресс" в киосках?
Игорь СЫРЦОВ: Безусловно.
ВЕДУЩИЙ: Спасибо вам.
Источник: "Эхо Москвы"