Южный медиа-рынок монополизирован властью

Ежедневно информационное пространство ЮФО формируют и наполняют более 4 тысяч средств массовой информации. Но несмотря на то, что тезис о свободе слова хоть раз в жизни произносил любой чиновник, исследование «ЮР» показало, что южный медиа-рынок фактически монополизирован властью. Руководство каждого из регионов ЮФО весьма эффективно использует главный механизм воздействия на прессу — финансирование взамен на лояльность.

Только официально власть самого разного уровня в ЮФО тратит ежегодно более 700 миллионов бюджетных рублей на собственное информационное обслуживание! Исследование «ЮР» выявило занятный парадокс: чем больше субъект получает дотаций из Центра, тем больше он тратит на СМИ.

Согласно данным из знаменитого служебного доклада полпреда Дмитрия Козака президенту Владимиру Путину, «утечка» информации из которого наделала так много шума, в ЮФО издается несколько сотен печатных изданий, в той или иной форме учрежденных региональными администрациями. Курировать «карманную прессу» призван штат из более чем 700 чиновников! При этом издания, существующие на деньги местной власти, как правило, используются для обслуживания интересов конкретных президентов, губернаторов и мэров, а вовсе не для освещения проблем той или иной территории.

«Собственные» газеты и телестудии рапортуют об успехах чиновников в деле служения народу. С их помощью «делают» выборы, сводят счеты с конкурентами. Зависимость от бюджетных денег подчас ставит редакции в смешные ситуации. «ЮР» стали известны случаи, когда по телефонному звонку из Ростовской областной администрации телекомпания «Южный регион» была вынуждена перекраивать сетку вещания, потому как губернатор и его заместитель (завзятые любители футбола) не успевали попасть к телевизору во время трансляции!

Постоянное мелькание в новостных сюжетах. Поздравления с юбилеями, наградами, званиями. Хвалебные оды очередному повышению по службе — вот далеко не полный перечень услуг, которые журналисты вынуждены оказывать своим донорам.

В январе 2005 года участников медийного рынка попытались уравнять в правах, отменив федеральный закон о государственной поддержке СМИ. Однако честной конкурентной борьбы, вопреки задуманному, не получилось. В новых условиях власть получила еще больше способов влияния на СМИ.

Информационный заказ

В результате отмены господдержки круг СМИ, финансируемых напрямую из бюджетов субъектов ЮФО, существенно сузился. В списке остались только официальные публикаторы местных законодательных актов, либо «социально-значимые» проекты, такие, как «Телевизионная деревня», реализуемый частной телекомпанией «Южный регион» и администрацией Ростовской области. Проект предусматривает выделение бюджетных средств на установку в отдаленных районах Дона, где практически не ловится ТВ-сигнал спутниковых антенн.

Но, оставшись без поддержки из государственного кармана, в администрации потянулись делегации из районных СМИ, руководители которых слезно просят денег у зачастую единственного платежеспособного клиента — органов власти. Так что отмена господдержки лишь укрепила возможности региональной власти влиять на местную прессу, которой не остается иного выбора, кроме как садиться на «иглу» административного заказа.

Впрочем, и сами СМИ не такие уж «белые и пушистые». Устойчивое мнение, что «районки» суперпопулярны у местных жителей только потому, что они есть — не более чем миф. Во многих районных и городских газетах напрочь отсутствует экономический подход к своему бизнесу. Нет планов развития, и как следствие нет инвесторов, нет свежих идей — не воспринимает всерьез подписчик. Зато превалирует развращающее желание работать по старинке, ни за что не отвечая.

Есть и другая сторона бизнеса. Это когда издания, в погоне за казенным рублем, занимаются прямым «шантажом» чиновников — или договор и деньги, или — угроза уйти в оппозицию. Когда мэр Ростова-на-Дону видит на первой странице ежедневной городской газеты фото мусорной кучи с заголовком, типа «Доколе!», он, умудренный многолетним опытом, не спрашивает у своего заместителя, курирующего ЖКХ, откуда мусор, он сразу задает вопрос в лоб: «Сколько мы должны им денег и почему затянули с проплатой?!»

Административный прессинг

Устойчивое мнение, что выборы любого уровня для СМИ — «золотая пора». Это действительно так, финансирование во время избирательных кампаний увеличивается в разы. Но это и время наиболее сильного прессинга со стороны власти.

Каждая редакция решает для себя дилемму, кого поддержать, как заработать и не пострадать при этом. Если издание будет освещать выборы, руководствуясь исключительно законом либо о СМИ, либо о выборах, честно предоставляя эфирное время или газетные площади всем кандидатам, скорее всего оно попадет в опалу.

Пример телекомпании «Пульсар-ТВ», которая работает в станице Красноармейской Краснодарского края, другим наука о том, что такое попасть под властный «каток». Учредителем телекомпании до 2005 года был муниципальный комитет по печати и информации при администрации Красноармейского района. После 1 января, в связи с отменой закона о господдержке, администрация прервала с телекомпанией все отношения. Чтобы выжить, СМИ пришлось акционироваться. Кроме того, телевизионщики подвизались освещать выборы в муниципальных образованиях. По словам главного редактора «Пульсар-ТВ» Ольги Кобиц, трибуну давали всем кандидатам. Среди которых, по версии администрации, оказалось много «не тех людей». Вынужденная независимость оказалась для телекомпании тяжким испытанием: сначала журналистов, вопреки закону о СМИ, перестали пускать на мероприятия, проводимые исполнительной властью, а 1 июля «Пульсар-ТВ» попросту на три дня отключили от электричества. Убытки телекомпании, ретранслирующей в регионе каналы СТС и МИР, никого не волновали. Затем редакция получила письмо с предупреждением о расторжении договора аренды. Независимость вещания оказалась непосильным финансовым бременем для провинциального ТВ.

Хорошо понимая, сколько стоит независимость, похожий способ давления используют и власти Ставропольского края. «За долги» из здания, являющимся краевой собственностью, выселяют «Ставропольские губерн-ские ведомости». По словам ответственного секретаря газеты Владислава Фуша, проблемы у редакции начались после публикации серии материалов, критикующих действия властей при реализации реформы мест-ного самоуправления.

Знаменитую фразу одного из заместителей губернатора «Ты что хочешь, чтобы тебя в асфальт закатали?» знают все руководители донских СМИ, хоть когда-то позволявших себе независимую от властей позицию.

Подобные примеры являются вполне обыденной практикой существования практически любого издания или канала в ЮФО. Номенклатурное подавление прессы, ее зависимость от так называемых спонсорских бюджетов, администраций, политических партий и движений — явление, мешающее медиарынку развиваться. Сегодня в России лишь 10 процентов изданий существуют по здоровым законам рыночной экономики. В ЮФО и того меньше. Зато это меньшинство собирает львиную долю всех рекламных бюджетов и вызывает наибольшие симпатии читателей.

Дружественный бизнес

Итак, по закону, тратить бюджетные деньги на СМИ запрещено. Однако «заказывать музыку», то есть учреждать и финансировать СМИ могут связанные с исполнительной властью частные структуры. Например, в Карачаево-Черкесии вещание частной телекомпании «Экран», которая поддерживала президента КЧР Мустафу Батдыева на президентских выборах в 2003 году, оплачивало ООО «Кавказцемент». Тот факт, что председателем совета директоров компании был зять Батдыева Алий Каитов, как водится, случайное совпадение. В апреле уже этого года «Экран» и вовсе оказался в центре судебных разбирательств. Депутаты Народного собрания выделили ему 1,5 млн. рублей на «освещение деятельности органов власти», несмотря на то, что деятельность парламента уже освещала государственная телекомпания «Карачаево-Черкесия». Антимонопольный комитет республики подал исковое заявление о нарушении закона «О конкуренции». Верховный суд КЧР подтвердил, что депутаты, заплатившие 1,5 млн. казенных денег частной телекомпании, превысили свои полномочия.

Но до подобных открытых противостояний, когда властная поддержка угодных СМИ выплескивается в судебные разбирательства, доходит редко и только в регионах с нестабильной политической системой. В таких регионах, как Кубань, Дон, Ставрополье и ряде других все ведущие средства массовой информации давно подконтрольны и отношения с ними давно отстроены.

На Кавказе посложнее будет, здесь противоборствующим кланам порой проще (вернее дешевле) застрелить издателя или журналиста, чем договориться.

Но несмотря на столь унылую картину, ситуация с южными средствами массовой информации не безнадежна. Вынужденная трудовая миграция в столицу профессионалов из ЮФО показывает, что закаленные в региональных баталиях журналисты быстро добиваются успеха в Москве. Регулярно возникающие новые издания и каналы, которые власть тут же перекрещивает в оппозиционные и старательно пытается задавить — тоже неплохой показатель.

P. S. Как стало известно «ЮР», командой Дмитрия Козака уже разработаны предложения о ряде поправок в закон «О СМИ», которые должны будут свести к минимуму возможность монополизации прессы как властью, так и бизнесом.

Сколько власть в ЮФО тратит денег на СМИ? (по данным Минфина РФ на январь текущего года)

Пальму первенства в щедрости держит Краснодарский край. Республика Дагестан, чье социально-экономическое положение плачевное, не скупится на создание в СМИ положительного образа действующей власти. На третьем месте — Волгоградская область. Щедрость губернатора вполне объяснима: в прошлом году Николай Максюта одержал-таки на выборах сокрушительную победу.

По щедрости на оплату услуг СМИ регионы ЮФО расположились в следующем порядке:

Краснодарский край - 327 млн. 786 тыс.

Республика Дагестан - 172 млн. 125 тыс.

Волгоградская область - 146 млн. 843 тыс.

Чечня - 116 млн. 599 тыс.

Ростовская область - 77 млн. 31 тыс.

Ставропольский край - 64 млн. 637 тыс.

Кабардино-Балкария - 61 млн. 185 тыс.

Северная Осетия - 40 млн. 443 тыс.

Калмыкия - 36 млн. 720 тыс.

Адыгея - 33 млн. 912 тыс.

Астраханская область - 25 млн. 54 тыс.

Карачаево-Черкесия - 18 млн. 514 тыс.

Ингушетия - 2 млн. 297 тыс.

Источник: "Седьмая столица"