Маленькие компании, как правило, весьма консервативны в ИТ-стратегии. Редко кто из них тратит на оборудование и ПО больше необходимого. В результате они покупают технику не слишком известных производителей, часть оборудования собирают самостоятельно из комплектующих и ставят пиратское ПО. Впрочем, крупнейшие поставщики и производители уверены: постепенно малый бизнес поворачивается к ним лицом и осознает преимущества работы с солидными компаниями. Как заявил «Бизнесу» эксперт Hewlett Packard в России Дмитрий Ефремов, сейчас небольшие компании, как никакие другие, заинтересованы в работе с одним поставщиком, который гарантировал бы им бесперебойную работу всей техники и, может быть, ПО. Но представители малого бизнеса считают, что за известность не стоит переплачивать. Как заявил «Бизнесу» генеральный директор компании «Кардпром» Константин Кравченко, при выборе техники эта компания подбирает прежде всего стабильную конфигурацию, которую вполне могут обеспечить и производители «второго эшелона». «Брэнды заведомо дороже — на 30-40%, а наклейка всемирно известной фирмы на корпусе компьютера или факса еще ничего не гарантирует»,— убежден он.
Вместе получается дешевле
Несмотря на такую недоверчивость, тот же Hewlett Packard запустил в мае этого года программу HP Smart Office no комплексному оборудованию именно маленьких компаний. Сейчас в HP заявляют, что более чем довольны результатами программы. По словам руководителя направления по созданию решений для среднего и малого бизнеса HP в России Максима Герасименко, более 50% продаж в рамках этой программы — повторны, то есть клиенты «возвращаются вновь и вновь». Главное, что привлекает небольшие компании в программе, полагает Герасименко, - комплексный подход, пакет, которые удовлетворяет все их потребности. Готовый пакет от HP для малого бизнеса состоит из сервера HP ProLiant ML no или ML 150, маршрутизатора, точки беспроводного доступа, стационарных (Desktop) и мобильных (Pocket PC) рабочих мест, принтеров и устройства для хранения информации. Чтобы получить скидку, необязательно покупать весь комплект — достаточно приобрести хотя бы одно устройство.
Вице-президент IBS Сергей Эскин рассказал «Бизнесу», что его компания уже несколько лет работает с небольшими предприятиями по специальной программе. По словам Эскина, маленьким компаниям удобнее покупать готовые комплекты, прежде всего потому, что «вместе получается дешевле». «Задачи перед ними стоят большие, а бюджеты — маленькие, поэтому „железо" и ПО они покупают совершенно определенного рода»,— рассуждает вице-президент IBS.
В отличие от HP в рамках таких программ IBS поставляет не только "железо", но и софт. Зимой текущего года компания включила в свой пакет Small Business Server отMicrosoft, который, по мнению IBS, наиболее востребован маленькими компаниями. Программное обеспечение в рамках таких программ, утверждает Эскин, продается все лучше и лучше. «Если еще полгода назад, небольшие предприятия ставили в основном пиратский софт, то теперь начали покупать лицензионный»,— сообщает он. Уменьшение доли пиратского софта в IBS связывают с тем, что и маленькие компании стали повышать требования к безопасности систем. «Мы предпочитаем покупать лицензионный софт, поскольку перешли на несколько иной уровень развития и не хотим сталкиваться с проблемами при проверках налоговыми инспекциями»,— заявил Кравченко.
По расчетам HP, если компания из зо человек оборудует с нуля офис, причем сразу нужны 10 рабочих мест и очевидна перспектива роста числа компьютеризированных сотрудников, то стоимость такого проекта около $15 тыс. К тому же в этом случае, по словам Герасименко, речь идет о «продвинутых» с точки зрения эргономики рабочих местах – с ЖК-мониторами, цветным лазерным принтером, ноутбуками и принтерами с возможностью беспроводного доступа по Wi-Fi. Эскин отмечает, что в среднем маленькие компании тратят на покупку оборудования и ПО $5-ю тыс. в год. По подсчетам Кравченко, оборудование одного рабочего места сейчас стоит $1-1,5 тыс. На долю «железа» здесь приходится около $6оо-8оо. Но Эскин полагает, что обычно маленькие компании не тратят на ПО больше 25% ИТ-бюджета.
Базовые потребности
По словам Кравченко, базовые потребности в ИТ у небольших компаний остались без изменений — они закупают те же виды техники. «Просто такой техники становится больше, и она более разнообразна»,— поясняет он. Но появились и некоторые новые возможности, которые сейчас вполне доступны небольшим компаниям, отмечает Кравченко. Например, телефонные серверы сильно упрощают работу сотрудников и обладают множеством функций, например, автоматическими секретарями. Средняя стоимость такого сервера — $3-4 тыс. По мнению Ефремова, небольшие компании стали проявлять больше интереса к серверам с развитой системой хранения, с back-up-копированием. Они стали активнее покупать, например, так называемые ленточные библиотеки. Эти устройства внешне напоминают видеомагнитофоны, информацию они зaписывают на специальные кассеты. Как правило, в день записывается одна кассета, на которой хранится вся электронная почта, изменения в базах данных и бухгалтерской отчететности. Все более популярен среди небольших компаний беспроводной офис. По слов Ефремова, если учесть а прокладки кабелей, созданиетакого офиса обойдется не-намного дороже обычного. В этом случае придется на каждое рабочее место докупить специальную сетевую карту стоимостью $юо-20о и поставить более совершенный маршрутизатор. Эскин согласен, что небольшим компаниям удобно работать в «беспроводном» режиме, поскольку офис становится более мобильным. Отдельный вопрос для маленьких компаний: покупать готовое оборудование или собирать его самостоятельно из комплектующих, так называемой «россыпухи». Кравченко считает, что базовые вещи проще покупать готовые и с гарантией. Но есть специализированное оборудование, которое эффективней собирать самим. «Например, при оборудовании нового офиса мы покупали отдельно серверы и отдельно платы для видеонаблюдения и комплектующие для мини-АТС»,— рассказал он. Ефремов полагает, что небольшие компании стали понимать, что не выживут без качественно выстроенной ИТ-системы. Поэтому сейчас, говорит он, малые и средние предприятия больше не собирают оборудование своими силами, а приобретают готовое. Стоит им один раз столкнуться с отказом, например, сервера, собранного "знакомым программистом", что может привести к потере всех данных компании, как они начинают более ответственно подходить к выбору техники. А Эскин указывает на то, что маленьким компаниям экономически невыгодно нанимать ИТ-специалиста такого уровня, который мог бы собирать надежную технику из комплектующих. Чужих не пускать
По словам Дениса Пирогова, который уже несколько лет частным образом консультирует небольшие компании по закупкам техники и ее обслуживанию, состав ПО у небольших компаний мало изменился за последние годы. Чаще всего пакет софта ограничивается Windows XP, Microsoft Office, простейшим системным ПО и бухгалтерскими системами, прежде всего "1С".
До тех пор пока ИТ-структура будет стоять для небольших компаний далеко не на первом месте, вряд ли они захотят сильно беспокоиться о комплектации по последнему слову техники. Поэтому в этом секторе услуги компаний, которые могли закупать и обслуживать оборудование на условиях аутсорсинга, пока не слишком востребованы. Так, по словам Кравченко, внешние консультанты необходимы только в том случае, если у компании много филиалов. Денис Пирогов, указывает на то, что аутсорсинг в этом случае должен быть сопоставим с зарплатой системного администратора. На рынке, по его словам, специалист уровня небольшой компании обойдется в $400- 600 в месяц. Если фирма, которая претендует на обслуживание техники, запросит больше, то компании будет проще нанять собственного системного администратора. А по оценкам Герасименко, поддержка работы системного оборудования в расчете на одно рабочее место составляет около $100-200 в год. Таким образом, в год компания с го рабочими местами тратит на эти цели как минимум $12-15 тыс. И если сторонней фирме удастся убедить компанию в преимуществах аутсорсинга, в перспективе это создаст очень неплохой рынок. В любом случае, считает Пирогов, руководителю компании проще иметь дело с собственным подчиненным, который всегда находится в его распоряжении, чем со сторонней компанией. А ведь тот, кто имеет доступ к ИТ, обладает всей полнотой информации о компании — по ее бухгалтерии, базам данных, сотрудникам и системам безопасности. Чтобы запустить внутрь компании чужого, по сути неподконтрольного человека, нужны серьезные причины.
Источник: газета "Бизнес"