«Все отношения с районными СМИ будут строиться на договорной основе»

 В.Воробьев, председатель Комитета информации и печати Вологодской области: «Все отношения с районными СМИ будут строиться на договорной основе»По новому закону органы местной власти больше не смогут быть учредителями "районок" и напрямую выделять из бюджета деньги на содержание редакционных коллективов. Учитывая, что тема доступа населения к достоверной и оперативной информации в той или иной степени затрагивает интересы всех жителей каждого региона, накануне совещания, которое состоялось в Череповце с главами муниципальных образований, мы попросили В.Д. Воробьева, председателя Комитета информации, печати и телерадиовещания Вологодской области, ответить на наши вопросы.

- Василий Дмитриевич, можно начать издалека?! Зачем вообще России понадобилась муниципальная реформа? Ведь жили же мы несколько десятилетий по старому - и ничего...

- Если говорить упрощенно, реформа преследует две основные цели - оптимизацию всей системы управления с одновременным приближением "низовой" власти к людям; и повышение уровня жизни населения, которое как раз и должно произойти после завершения процессов оптимизации. Ведь давно известно, что там, где нет грамотного управления, нет и хорошей жизни. Власть на местах должна заниматься не политикой, а решением хозяйственных и социальных вопросов. Из основных целей реформы и вытекают нововведения, касающиеся районных и городских СМИ. Органы местной власти больше не смогут быть учредителями общественно-политических газет. Ведь они - общественно-политические, а районные власти должны перестать заниматься политикой и своеобразной печатной саморекламой. К тому же те огромные деньги, что ежегодно выделяются муниципальными властями на поддержку "своих" СМИ, обязаны найти более полезное применение.

- Означает ли это, что органы власти на местах совсем лишатся своих информационных рупоров?

- Нет, почему же. Просто их отношения с редакциями общественно-политических газет должны перейти из разряда финансово-спонсорских к договорным. К тому же, за местными органами власти по-прежнему сохраняется право быть учредителями официальных газет и информационных бюллетеней. Причем, их даже не придется регистрировать. Но в таких изданиях можно будет публиковать лишь официальные постановления властей, нормативно-правовые акты, законы и толкования к ним.

- В Вологодской области - 26 сельских районов. Хотя бы одна из местных газет, считающихся ныне муниципальными, окупает затраты на свое содержание?

- Таких газет у нас нет. Годовые затраты на их производство разные. От 1 миллиона 700 тысяч рублей в Шекснинском районе до 5-6 миллионов в ряде соседних муниципалитетов. Но без финансовой "подпитки" из областного и районного бюджетов не обходится ни одна. При этом качество большинства таких газет, принимая во внимание их оформление, уровень журналистских материалов, оперативность и злободневность, увы, уже не отвечает запросам сегодняшнего дня. Не случайно степень доверия читателей к районным и городским газетам в целом по области падает. Как итог - совокупные тиражи районных газет во втором полугодии текущего года сократились на 10 процентов.

- Неоднократно доводилось слышать, что корни бед нынешних муниципальных СМИ, как это ни парадоксально, проистекают от их излишней финансовой опеки со стороны местных органов власти...

- Да, отчасти это так. Попадая в полную финансовую зависимость к районному начальству, такие газеты не только не могут реализовать свое право на информационную независимость, но и останавливаются в творческом развитии. Ведь подготовка интересных и актуальных материалов и завоевание тем самым новых читателей, уже не является первоочередной задачей. Много у "районки" читателей, или мало - дотации на такую газету продолжали исправно поступать. Несмотря на все происходящие в нашем обществе перемены, экономическо-правовые взаимоотношения между многими районными газетами и районными же властями зачастую остались на уровне 1991 года. В уставах некоторых газет до сих пор записано, что цену на подписку, равно как и стоимость квадратного сантиметра рекламы определяют не редакции, а районные власти. И на сегодняшний день цена подписных комплектов большинства "районок" значительно ниже их себестоимости.

- Так может, это и хорошо? Населению приходится платить меньше...

- Но давайте посмотрим на проблему с другой стороны. В одном из небольших районов Вологодчины себестоимость одного номера районной газеты из 8 страниц формата А-4 (стандартный лист) составляет 9 рублей 63 копейки. А подписная цена в пересчете на один номер - чуть больше рубля. Получается, что за каждый экземпляр газеты бюджет, то есть - налогоплательщик, доплачивает минимум 8 рублей.

- Но откуда взялась такая большая себестоимость?

- Это тоже интересный вопрос. За несколько последних лет, во многом по инициативе губернатора и областных властей, за счет средств бюджета прошло масштабное техническое перевооружение муниципальных СМИ. Закупались компьютеры, полиграфическое оборудование, цифровые фотокамеры... Благодаря этому издержки на полиграфию в общей структуре расходов на издание газет снизились до минимума. Но зато теперь 60-70 процентов затрат составляют расходы на заработную плату сотрудникам.

- Но не сказать, что районные газетчики получают большие деньги.

- Может и не большие. Но в ряде газет средние зарплаты уже превосходят общеобластной уровень. К тому же в большинстве районных изданий в штате 15-17 человек. А свободной площади, под сугубо журналистские материалы - минимум. Львиная доля полос занята пресс-релизами областных и районных властей, сводками с полей, рекламой, программой телепередач. То есть, теми материалами, которые делаются без участия журналистов. Не удивительно, что в тех немногих районах, где кроме муниципальных выходят и так называемые альтернативные, частные газеты, последние, состоящие всего из 5-6, но очень мобильных сотрудников, выигрывают конкурентную борьбу. И по качеству материалов, и по их оперативности. Редакторам газет нужно помнить о том, что денег на содержание редакций просто за то, что они, редакции, существуют - больше никто выделять не будет. Необходимо изменить сам подход к изданию таких газет. Навести финансовую дисциплину, наладить более жесткую бюджетную политику, попытаться найти новые, более выгодные экономические механизмы хозяйствования. И сейчас наш комитет проводит подробный анализ экономической деятельности всех районных газет.

- Но даже если районные газеты "ужмутся", в тех районах, где нет крупной промышленной базы и, стало быть, нет и достаточного числа рекламодателей, им вряд ли удастся стать безубыточными...

- А мы и не ставим такую задачу. Перейти на хозрасчет большинству районных СМИ просто не под силу. Но надо хотя бы поднять процент окупаемости. Сейчас в среднем по области он составляет 40 процентов. То есть, газеты самостоятельно зарабатывают лишь 4 рубля из каждых десяти, необходимых на их издание. А нужно, чтобы окупаемость была на уровне хотя бы 70 процентов. Предпосылки к этому есть. И опыт "Красного Севера" - тому подтверждение. Именно с этой, официальной правительственной газеты, мы и начали процесс экономической оптимизации, стараясь максимально сократить ненужные расходы. Думаю, что во многом это уже удалось.

- Болевые точки районных газет понятны. Теперь осталось выяснить, за счет чего эти "болячки" будут устраняться...

- Без финансовой поддержки со стороны районных и областных властей районные газеты все равно не останутся. Но сам механизм финансирования СМИ претерпит, а точнее, уже претерпел существенные изменения. Денег "просто так" районные газеты уже не получат. По крайней мере, из областного бюджета. Теперь есть два варианта взаимодействия власти с районными и городскими СМИ. Во-первых, заключение договоров на информационное обслуживание. То есть, на освещение деятельности органов власти. Говоря образно, в рамках заключенного договора, "районкам" и телерадиокомпаниям предстоит показать и рассказать, что именно делают Губернатор, его заместители, депутаты Законодательного Собрания. Второй механизм - это получение СМИ областных грантов на освещение социально-значимой для граждан информации. В этом случае "привязки" к деятельности органов власти не требуется. Главными темами сюжетов и публикаций могут быть, к примеру, проблемы здравоохранения, наркомании, криминала, социального обеспечения населения и любые другие вопросы, представляющие общественный интерес.

- А с кем конкретно заключаются договора на информационное обслуживание и прописана ли в них какая-то определенная такса? За каждый опубликованный пресс-релиз областного Правительства - столько-то рублей, за каждую информацию с сессии Законодательного Собрания - столько-то?

- Договора заключены со всеми редакциями районных газет. Никакой фиксированной таксы в зависимости от количества упоминаний властных органов, или фамилий конкретных чиновников в таких договорах, естественно, нет. Как нет и единого "тарифа" на весь пакет информационного обслуживания. Размер денежной суммы, выделяемой районной газете из областного бюджета зависит теперь от многих факторов. От тиража газеты, степени доверия к ней читателей, качества журналистских материалов и т.д. И это, безусловно, хорошо, так как является дополнительным стимулом для самих редакции к их дальнейшему развитию и самосовершенствованию. Ведь в прежние годы наблюдалась парадоксальная картина. Чем хуже работала редакция "районки", и чем выше были ее убытки - тем весомее оказывался размер получаемой дотации. Теперь этого не будет. На подобную же схему взаимодействия с районными СМИ со временем перейдут и муниципальные власти. Фактически это должно произойти с 1 января 2006 года, когда муниципалитеты окончательно потеряют право входить в состав учредителей общественно-политических СМИ. Все отношения должны строиться на договорной основе.

- Значит, таким газетам придется пройти процедуру перерегистрации?

- Несомненно. Сейчас мы предлагаем всем "районкам" не дожидаясь 31 декабря, выйти из муниципальной "юрисдикции" и стать АНО - автономными некоммерческими организациями. Именно эта юридическая форма в наилучшей степени будет способствовать переходу газет на новые формы хозяйствования. Но одной лишь регистрацией в виде АНО, понятно, этот переход не закончится. Редакциям придется быть экономнее в расходах, снижать издержки, привлекать новых читателей...

- А смогут ли в областных тендерах на право получения информационных грантов участвовать и альтернативные, частные СМИ?

- Разумеется, смогут. И победят в этих тендерах только самые интересные и читаемые газеты. Ведь областные власти напрямую заинтересованы в том, что бы публикуемая информация доходила бы до самого широкого круга читателей. Другое дело, что распределение государственных и региональных бюджетных средств через различные конкурсы оговаривается рядом жестких условий. В том числе и доступом к информации о реальном положении дел в бухгалтерии каждого из конкурсантов. Коммерческие же издания, в силу ряда причин, открывать свои финансовые "карты" пока не спешат.

- И еще один вопрос - если газеты, пусть даже на договорных условиях, станут публиковать постановления местных властей и другие нормативно-правовые акты, они в какой-то мере будут официальными. А как же мнение о том, что официальная газета не может быть интересной?

- Это мнение ошибочно. "Российская газета" тоже считается официальным печатным органом, но, согласитесь, там есть что почитать и кроме вкладок с законами. Так что многое будет зависеть от желания и стремления самих районных редакций сделать свои газеты интереснее и актуальнее, больше работать с аудиторией. А для этого и редакторам таких газет, да и простым журналистам придется отказаться от многих стереотипов, стараясь превратить газету в рыночный товар, который будет востребован максимальным числом читателей.

Источник: Фонд развития информационной политики