Газета «Ведомости» о почтовой конкуренции

Немецкая почта за 14 лет превратилась из государственного агентства в публичную компанию с годовым оборотом 43 млрд евро, владеющую Postbank и DHL и представленную в 220 странах мира (см. статью на стр. А5). Хорошо бы разобраться в том, что мешает подобной волшебной трансформации "Почты России".

Средняя скорость прохождения письменной корреспонденции в России в несколько раз ниже, чем в большинстве развитых и развивающихся стран. Например, между странами ЕС больше 80% писем доходит до места назначения в среднем за три дня, а между городами Германии 95% корреспонденции - за день.

 В России контрольный срок доставки писем перед началом реформы отрасли (в 2002 г.) доходил до 20 дней, но даже он соблюдался лишь в 77,5% случаев. При этом, несмотря на бурное развитие альтернативных способов связи (распространение факсимильной связи, электронной почты, передачи данных по сетям, беспроводной связи), в многочисленных почтовых отделениях по сей день стоят очереди, клиентов обслуживают медленно и не очень вежливо. Руководители почты традиционно отвечают на подобные претензии, что регулируемые государством тарифы не позволяют серьезно улучшить качество услуг. Тем более что у почты есть важные социальные функции, для исполнения которых приходится содержать отделения с минимальным доходом в самых отдаленных регионах. Но, с другой стороны, говорится в правительственной Концепции реструктуризации почтовой связи, повышение тарифов может разрушить последнее конкурентное преимущество перед частными компаниями. Как выйти из этого тупика?

Тарифы на стандартные почтовые услуги регулируются во многих странах, что не мешает почтовым компаниям постепенно переходить в частные руки и становиться самоокупаемыми за счет освоения новых видов услуг и помощи от государства в виде тех или иных привилегий. Например, в Германии никто, кроме Deutsche Post, по закону не может работать с корреспонденцией весом до 200 г, что фактически означает монополию на прямую почтовую рекламу.

В Японии почта является крупнейшим игроком на рынке сбережений граждан, а активы ее почтово-сберегательной системы превышают активы крупнейших транснациональных банков (в настоящее время этот японский опыт активно перенимает Казахстан). Наличие обширной сети отделений по всей стране дает почте серьезные конкурентные преимущества и на рынке денежных переводов (именно на них рассчитывают авторы программы "КиберДеньги", которую "Почта России" запустила в прошлом году).

Помимо прямой рекламы, денежных переводов и приема платежей по потребительским кредитам почта может зарабатывать на торговле по каталогам и даже развивать собственный авиабизнес (как это происходит в Китае). Можно делать ставку и на дополнительные услуги - ускоренную доставку, курьерскую доставку "от двери до двери" с возможностью контролировать передвижение корреспонденции через Интернет и проч.

Но государство - это плохой менеджер, любит повторять гендиректор Deutsche Post Клаус Цумвинкель, объясняя причины успеха приватизированной почты (за государством оставлено 45%). Российские реформаторы тоже признают, что "Почту России" нужно акционировать и частично приватизировать, оставив контрольный пакет у государства. Но подготовительный этап реформы затянулся на три года, и, когда произойдет обещанная приватизация, никто не знает. Конечно, приватизация сама по себе не поднимет платежеспособность российского населения, а за ним и уровень почтовых тарифов до германского, но развитие новых технологий каждый день ставит перед почтой новые задачи, с которыми частный собственник наверняка справился бы лучше государства. Кстати, до прихода в Deutsche Post Клаус Цумвинкель пять лет руководил группой Quelle, которая занимается торговлей по каталогам. Видимо, за это время он хорошо изучил все недостатки немецкой почты. И хорошо, если в России найдется антикризисный управляющий, успех бизнеса которого напрямую зависел бы от расторопности почтальонов.

Источник: "Ведомости"