В Новосибирске появилась мода на запуск информационных некоммерческих проектов

 В Новосибирске появилась мода на запуск информационных некоммерческих проектов. Среди уже работающих пока можно назвать только газету "Николаевский проспект", однако о своем скором открытии говорят руководители и других информационных изданий различных форматов.

Так, в скором времени ожидается запуск нового интернет-портала "Большой Новосибирск" (в штате которого нашли пристанище многие журналисты НТН-4), а также журнала "Новосибирск - одна семья". Как основной принцип работы их редакторы заявляют полноту отображения городских событий, информационную наполненность и, что немаловажно, - ненацеленность на прибыль. В то же время финансируют эти пока несостоявшиеся проекты люди, весьма известные в политических кругах. Сторонние наблюдатели утверждают, что глубокой объективности от подобного рода изданий ожидать не приходится. А коммерческую выгоду можно извлекать из лоббирования определенных интересов, особенно прибыльного в преддверии выборов. В итоге "работа на общественных началах", "во благо города" превращается в реальный бизнес.

Еще не вышедший в свет журнал "Новосибирск - одна семья" пытается в работе с рекламодателями использовать административный ресурс, чтобы финансово оправдать свое присутствие на рынке. Заявленная политика весьма красноречива. В журнале будут публиковаться отчеты и планы мэрии, заявления различных чиновников. По сведениям "Новой Сибири", ко всем будущим корреспондентам выдвигается главное требование - лояльность в отношении городской политики. В то же время сами издатели квалифицируют свой труд исключительно как "дело во благо города и его жителей". Они считают, что независимые СМИ слишком жестко относятся к действиям местных властей и вместо того, чтобы нести добро в массы, занимаются критиканством.

Ненацеленность на получение прибыли "Николаевского проспекта", декларирующаяся в период разработки проектов, сменилась несколько иной позицией. Как рассказал главный редактор газеты Сергей Бобров, счастливое время, когда журналисты не связаны никакими финансовыми обязательствами, для газеты скоро закончится. "Мы сознательно запустили проект летом, в не самую лучшую пору для рекламных сборов, - говорит он. - Это время мы использовали для раскрутки проекта, показали товар, не испорченный рекламой". Несмотря на то, что инициатор проекта бывший вице-мэр Виктор Литуев считает газету не бизнесом, а инструментом влияния, по словам Сергея Боброва, "учредитель хочет, чтобы мы вышли на уровень рентабельности, но это задача перспективная". Да и выпуск журнала "Новосибирск - одна семья", как стало известно из информированных источников, задерживается из-за нехватки средств. Размещать рекламу в несуществующем издании пока согласились немногие.

Учредитель портала "Большой Новосибирск" Борис Брусиловский тоже не может назвать точных сроков запуска проекта. К проблеме финансирования руководители проекта подошли с другой стороны. Под свой информативный ресурс они стараются привлекать гранты. Да и задачи портала обозначены не в рамках "доброго отношения к городу", а как полнота отображения самых различных событий. "У нас достаточно сложная концепция, полных аналогов которой" мы не встречали, - говорит Борис Брусиловский. - Это будут коммуникативная и дискуссионная площадки, где будут подниматься различные темы".

Коллектив отлученного от вещания телеканала НТН-4, привлеченный к созданию сайта, известен своей политической оппозиционностью, но, как рассказал "Новой Сибири" Борис Брусиловский, портал не будет содержать "политических крайностей и площадной ругани", но мнения может отражать разные. "Наша энергия будет направлена на мирные цели, - отметил Борис Брусиловский. - Проект должен удовлетворять несколько интересов, и прагматические в том числе". Создатели сайта подтверждают: они не гонятся за общим количеством посещений. Для них интересна только та активная часть, которая готова участвовать в обсуждениях.

Все эксперты медиа-рынка сходятся во мнении, что мода на некоммерческие информационные издания - всего лишь мода так их называть. "Мне непонятно, как проект может быть и некоммерческим, и не политически окрашенным, то есть я не понимаю, с какой целью он тогда создается, - говорит редактор Новосибирского городского сайта (НГС) Артур Беленький. - Непонятно, что такое проект, который не должен самоокупаться, в таком случае он становится в некотором смысле благотворительным. Но кто будет получателем этого подарка, или гуманитарной помощи?" Правда, никто не считает такие издания лишними на новосибирском медийном поле. "Новосибирский Интернет непременно выиграет от появления такого тяжеловесного ресурса, как портал "Большой Новосибирск", - отмечает Артур Беленький. - Такие проекты, а он, видимо, не последний, создают в сети информационное поле, которое удовлетворяет пользователей сети - жителей Новосибирска". Что касается перспектив некоммерческих изданий, то они весьма туманны. Для прогнозирования результата необходимо знать цели издателей, которые скрываются под маской "благотворительности".

Источник: Центр экстремальной журналистики