Воронин пояснил, что руководство News Corporation пока точно не определилось, какой именно сегмент украинского медиарынка наиболее интересен для компании. Наиболее вероятны два варианта развития событий: создание нового телеканала или выкуп контрольного пакета акций уже существующего, с тем чтобы в короткий срок вывести его на лидирующие позиции. Также возможна покупка сразу нескольких каналов – кабельного, спутникового и, возможно, одного из национальных.
«Экспансия компании на украинский медиарынок обещает быть масштабной» Пока News Corporation представлена на Украине «дочкой» News Media Ukraine, а также фирмой, которая занимается наружной рекламой. Экспансия компании на украинский медиарынок обещает быть масштабной: в Россию вложены десятки миллионов долларов, а возможные инвестиции на Украину, по предположениям зарубежных экспертов, будут исчисляться даже сотнями миллионов. По мнению аналитиков, такой прорыв вполне обусловлен реалиями украинского рынка, который в меньшей степени развит и структурирован, чем, например, российский. При удачном развитии событий в финансовой империи Мэрдока может появиться перспективное инвестиционное пространство.
Телевидение из рук в руки
Впрочем, у Мэрдока достаточно интересов и в России, и убыточным бизнес News Corporation в нашей стране никак не назовешь. Компании принадлежит News Outdoor Russia — одна из крупнейших российских компаний, занимающихся наружной рекламой. Уже в конце 90-х представители Мэрдока приезжали в Россию на переговоры с Борисом Березовским о продаже телеканала «ТВ-6». Около года назад News Corporation вело серьезные переговоры с «НТВ-плюс» о возможной покупке – тогда специалисты оценивали российскую спутниковую компанию приблизительно в 1 млрд. долларов, учитывая, что годовой оборот компании составлял около 250 млн. долларов.
Кстати, российское спутниковое телевидение сильно интересовало Мэрдока, и принадлежащий ему спутниковый канал BSkyB одно время разрабатывал совместный с «НТВ-плюс» проект Sky.
Однако после ряда встреч возглавлявший тогда ОАО «Газпром-медиа» Александр Дыбаль заявил, что «НТВ-плюс» никто продавать не собирается, а встречи с представителями News Corporation носили консультационный характер. Кроме телевидения и рекламы компания Мэрдока приобрела радиостанцию «Наше радио» и ее проект «Радио Ультра». Однако этот проект принес меньше прибыли, чем предполагалось, его благополучно закрыли, и взгляды зарубежных инвесторов вновь обратились к российскому телевидению.
Теперь речь идет о покупке 35% акций канала REN-TV у холдинга «Северсталь-групп». Холдинг приобрел 70% акций REN-TV в конце июня этого года и уже объявил о готовности продать 19% (приблизительная стоимость колеблется между 40 и 60 млн. долларов). Представители Мэрдока откликнулись на предложение, но их интересует не менее 35% акций, поскольку компания хочет влиять на политику телеканала. Если в «Северсталь-групп» согласятся на такое предложение, то контрольный пакет акций будет потерян, и обе компании будут владеть блокирующими пакетами. Между тем аналитики утверждают, что такой оборот дела не выглядит нереальным, и при соответствующем предложении News Corporation может купить и максимально дозволенные российским законом 49%.
Монополизация всей Украины
Украинский медиабизнес после оранжевой революции заметно оживился. Украинский холдинг Media International Group, владеющий киевскими «Столичными новостями» и «Новым русским словом», приобрел «Московские новости». После перестановок в «Коммерсанте» Березовский направил генерального директора ИД «КоммерсантЪ» Андрея Васильева налаживать работу украинского отделения «КоммерсантЪ-Украина». Опальный олигарх в последние полтора месяца несколько раз прямо заявил, что он заинтересован в инвестициях на Украину, и в первую очередь в медийный бизнес.
Такой инвестиционный бум в СМИ объясняется крупным ростом рекламного рынка, в первую очередь на телевидении, и крупные игроки стремятся занять лидирующие позиции. При этом украинский рынок гораздо уязвимее российского: ограничений по монополизации на законных основаниях не существует. Конечно, есть ряд ограничений — например, три четверти программ в обязательном порядке должны выходить на украинском языке. Однако статья 22 Закона Украины о телевидении и радиовещании запрещает предприятиям связи отказывать в предоставлении технических средств вещания и передачи сигнала организациям, которые имеют лицензию Национального совета и не имеют задолженности по оплате этой услуги. Так что границы монополизации украинских СМИ весьма расплывчаты, и опытные бизнесмены не замедлят занять пустующую нишу.
Источник: "Взгляд"