В.Михайлов, президент Казахстанской ассоциации издателей газет: «Казахстанский издательский рынок сегодня имеет те же проблемы, что и издатели всего постсоветского пространства»
Ситуация на издательском рынке Казахстана, особенно региональном, сегодня многими оценивается как критическая. Печатные СМИ ругают за излишнюю увлеченность криминалом и развлекательной информацией, за поверхностное освещение политических и социальных проблем, за отсутствие высокопрофессиональных журналистских материалов, а издатели печатных СМИ попадают под огонь критики за желание «быстро заработать» на издании «желтой» прессы, «сорвать большой денежный куш» на рекламе. Между тем, сами издатели региональных печатных СМИ испытывают в своей деятельности ряд серьезных затруднений, которые негативно влияют на развитие издательского бизнеса и существенно ограничивают его, и с которыми издателями не справится в одиночку. Казахстанская Ассоциация издателей газет — организация, которая объединяет и представляет издателей региональных информационных газет – как раз и создана для защиты интересов издателей независимой региональной прессы. Президент Казахстанской Ассоциации издателей газет, издатель актюбинской газеты «Диапазон» Владимир Михайлов отвечает на вопросы корреспондента сайта «СМИ и ПРАВО»:
— Владимир Капитонович, каковы сегодня функции издателя?
— Давайте определимся: «А кто такой издатель?» В законе написано, что «это физическое лицо, либо группа лиц, объединенная юридическим образованием, для создания периодического издания — газеты». Казалось бы из этого опрпеделения и должны вытекать функции издателя. Но у нас сегодня ситуация на рынке такова, что функции возложены на издателя как мыслимые, так и не мыслимые. Это и управление процессом, и людьми, и отстаивание своих интересов в судах, и различные технические работы, вплоть до погрузочно-разгрузочных. Хотя в идеале, на мой взгляд, издатель — это инвестор, вкладывающий средства для создания рыночного продукта – газеты.
— Как Вы считаете, легко ли сейчас казахстанским издателям осуществлять свой бизнес? Назовите причины, которые серьезно затрудняют издательскую деятельность в Казахстане сегодня.
— Казахстанский издательский рынок сегодня имеет те же проблемы, что и издатели всего постсоветского пространства. Думаю, не ошибусь, если основной назову проблему, так называемого административного ресурса, который, в издательской деятельности, к сожалению, воздействует и на бизнес-процессы, и на конечный продукт, а порой является источником приостановки бизнеса, как такового. Еще одна проблема – наличие большого количества изданий, исключающих в своей деятельности рыночные принципы. Их работа не укладывается в классические формулы «бизнес для клиента» (Би ту Си) или «бизнес для бизнеса» (Би ту Би), а скорее ориентирована на достижение издателем неких целей, в том числе и политических. Сюда же можно отнести и издания, в которых в качестве совладельца выступает государство. Как в первом, так и во втором случае ни о какой равной конкурентной борьбе не может быть и речи. Еще одна проблема, несоответствие нашего законодательства о СМИ международным нормам, со всеми вытекающими отсюда последствиями. Кроме этого все острее становится проблема наличия квалифицированных кадров — журналистов, дизайнеров и иных профессий. Не менее остро стоит вопрос и по снабжению сырьем. В Казахстане не производятся расходные материалы для полиграфии, поэтому любое изменение в таможенном законодательстве, повышение железнодорожных тарифов в России и т. д. сразу сказывается на конечной цене продукта.
— Вы считаете, что в Казахстане в недостаточной ли мере развито правовое регулирование издательской деятельности в Казахстане. Что Вас не устраивает в действующем законодательстве о СМИ?
— Проблема в том, что существующие законы и практика их применения не помогают в должной степени развиваться газетному рынку, делать его более цивилизованным, понятным, прозрачным, привлекательным для инвестиций. Это необходимо для появления на нашем рынке и устойчивого развития качественных изданий. Поэтому не только изменить необходимо многое, многое надо создать.
— Вы, как издатель, заинтересованы, с одной стороны, в производстве качественного информационного продукта, с другой стороны, в том, чтобы как можно выгоднее этот качественный информационный продукт продать читателям и рекламодателям. Означает ли это, что издатели всегда находятся меж двух огней – редакционным и рекламным отделами? Как удается балансировать между ними?
— Вопрос на миллион. Можно сказать, что критерий качественной газеты как раз и определяется разумным компромиссом между тем, что требует читатель, тем, что требует рекламодатель и теми ценностями, которым следует издатель. Одна из сверхзадач нашей Ассоциации как раз и состоит в том, чтобы влиять на формирование ценностей наших казахстанских издателей через призму собственного опыта, лучших мировых примеров.
— Давайте поговорим о казахстанском медийном рынке. Достаточно ли он прозрачен для потенциальных инвесторов?
— Насколько я знаю, в Казахстане практически не работают медиаизмерители – то есть, компании, которые постоянно изучают медиарынок по многим параметрам и распространяют эту информацию. Такое ощущение, что реальные параметры медиарынка, в том числе емкость рекламного рынка, никому не известны. Мы не знаем рейтингов телеканалов, радиостанций, реальных тиражей газет. Уж не говоря о том, кто реально владеет казахстанскими СМИ. Вывод может быть однозначным: рынок непрозрачен, существенно монополизирован (или сконцентрирован в нескольких центрах влияния – кому как нравится). Тиражи выставляемые в выходных данных зачастую ничего не означают, так же, как и данные об учредителях, о рынках распространения издания и другая информация, публикуемая во многих газетах. Конечно же это ненормально, и мы, Казахстанская ассоциация издателей газет, будем прикладывать усилия, чтобы в рамках действующего закона и путём инициирования изменений и дополнений в существующее законодательство, исправить эту ситуацию.
— Как Вы относитесь к тому, что на медийном рынке присутствуют как частные предприятия, так и предприятия с государственным участием, выполняющие государственный заказ? Способствует ли это здоровой и нормальной конкуренции на рынке?
— Относимся как к неизбежному злу. Надо, чтобы и государство, и сами менеджеры, и журналисты это понимали. Что это не навсегда, что это плохо – это как сильнодействующие препараты, вызывающие привыкание. Вроде и пациент уже давно должен быть здоров, а он всё требует лекарств и с каждым годом всё больше и больше.
— Вы – противник или сторонник независимости редакций СМИ от собственника и издателя?
— Я сторонник чётких и честных взаимоотношений между издателем и редакцией. Издатель определяет концепцию, выделяет ресурсы и создаёт условия для творческой реализации журналистов. Независимость головы от ног и рук – это что-то из области патологии. Редакция, рекламный отдел, отдел распространения, отдел вёрстки и дизайна и другие участники издания газеты – это один механизм или лучше сказать живой организм, где редакцию можно назвать «горячим сердцем», а издателя «холодной головой». Что будет, если сердце будет независимо от головы? Независимость должна быть у издателей друг от друга и от других центров влияния на одних и тех же рынках, тогда и будет реальная независимость редакций и журналистов в них работающих.
— То, что в Казахстане чрезвычайно развито правовое регулирование СМИ при полном отсутствии каких-либо форм общественного регулирования, хорошо известно. На Ваш взгляд, издательское сообщество нуждается в выработке каких-либо механизмов саморегулирования или нет?
— Да и это тоже одна из главных целей нашей ассоциации – урегулирование взаимоотношений внутри сообщества издателей.
Источник: МЕДИА-провинция