Министр культуры Александр Соколов хочет написать новый закон о СМИ

Изменения нужны, чтобы наладить “цивилизованный бизнес” и “поддержать процессы концентрации СМИ”, считает министр. Эксперты и участники рынка недоумевают: действующий закон работает неплохо.

Выступая на прошлой неделе в Майкопе перед работниками культуры, министр культуры и массовых коммуникаций заявил, что действующий закон о СМИ “не соответствует Конституции РФ, новому Гражданскому кодексу” и “не способен в полном объеме регулировать интенсивно прогрессирующий рынок масс-медиа”. Поэтому Соколов предложил разработать новую редакцию закона, которая бы не только регулировала деятельность СМИ перед лицом угрозы терроризма, но и отражала бы, в частности, экономические отношения в сфере СМИ. По мнению министра, новый закон должен создать “правовые конструкции, которые помогут наладить цивилизованный бизнес в сфере массовых коммуникаций” и поддержать процессы концентрации СМИ, “обозначив при этом их предел” и “исключив монополизацию”.

Действующий закон о СМИ “не совсем современный”, соглашается с министром президент ИД Hachette Filipacchi Shkulev Виктор Шкулев. Но, по его мнению, можно обойтись “небольшой корректировкой” и “легким обновлением” с учетом уже сложившихся рыночных реалий. Еще недавно так думал и сам министр, который неоднократно заявлял, что принятый в 1991 г. закон вполне можно сохранить как базу, внеся в него “некосметические” поправки. Почему министр поменял точку зрения и пишет ли в этой связи министерство новую редакцию закона, в пресс-службе Минкульта пояснить не смогли.

Косолидация на рынке СМИ, тем временем, идет и без нового закона. После периода относительного затишья только за последние полгода владельцев сменили старейшие журналы “Огонек” и “Крестьянка”, газета “Известия” и телеканал Ren TV. Но концентрация, “обозначить пределы” которой предлагает министр, для отечественного медиарынка пока не очень актуальна, недоумевает один из членов коллегии Минкульта. “Это важный вопрос для государственного холдинга ВГТРК, подконтрольного "Газпрому" "Газпром-Медиа" и рынка продажи телерекламы, — рассуждает он. — Издательский рынок и рынок радио фрагментированы”.

На российском рынке “пока нет даже общего понимания”, с какой стороны подступиться к законодательному регулированию монополий на рынке СМИ, говорит управляющий партнер Коллегии юристов СМИ Федор Кравченко. “Ни одного механизма, который можно было бы описать в законе и ожидать, что он заработает, пока не обсуждалось”, — предупреждает он. А директор Института проблем информационного права Андрей Рихтер предлагает создать отдельный закон, регулирующий все экономические аспекты жизни СМИ: уровень допустимой концентрации в руках одного собственника, участие иностранных акционеров и др. “Закон о СМИ все же о свободе массовой информации”, — объясняет юрист.

“Если цель "поддержки процессов концентрации" — упрощение договоренностей с ограниченным числом владельцев СМИ, например накануне выборных кампаний 2007-2008 гг., то это неверный путь к "цивилизованному бизнесу", — считает Константин Ремчуков, чья семья недавно приобрела "Независимую газету". — Ведь концентрацию активов в руках [владельца News Corp. Руперта] Мердока никто сверху не поддерживает и даже наоборот — ограничивает”.

Источник: "Ведомости"