Роль печатных СМИ в избирательных кампаниях возрастет

В последние месяцы рынок средств массовой информации подвергся серьезному переделу. Ряд телеканалов и газет, таких как"Независимая газета", "Труд" и "Известия", сменили своих владельцев. Еще ряд изданий находится в потенциальном списке на продажу. Процесс передела рынка затронул и регионы, где к местным СМИ также проявляется повышенный интерес. В связи с чем в России началась активная передача медиаактивов и почему особое внимание уделяется печатным изданиям? На эти вопросы "РГ" отвечают эксперты.

Валерий Хомяков, генеральный директор Совета по национальной стратегии:

- Сейчас тому есть несколько причин. Прежде всего те владельцы, которые владели медиаактивами до сих пор, по каким-то причинам отказались от них. Видимо, и они просто стали неким довеском, на который приходилось тратить деньги. То есть товар, который раньше был нужен, потерял для владельцев значимость. Но появились люди, заинтересованные в приобретении подобных активов. Как, например, Константин Ремчуков, купивший "Независимую газету". Ремчуков, который видит какую-то политическую траекторию и ему, вероятно, необходимо издание, чтобы зарекомендовать себя в политике.

Кроме того, на рынке появились новые финансовые структуры, которым необходимы собственные медиапроекты для создания и укрепления репутации. Это как богатому человеку важно ездить на хорошей дорогой машине, а не на старых советских "Жигулях". Или, как сейчас модно, иметь собственных лошадей в конюшне.

И конечно, самая главная причина - грядущие избирательные кампании, обещающие быть намного интереснее и серьезно отличаться от тех, что мы могли наблюдать до этого. В первую очередь будет делиться власть в Москве, а потом придет очередь парламентских и президентских выборов. И чтобы сохранить свое место среди будущей элиты, заинтересованные лица покупают СМИ.

Печатные издания в будущих избирательных кампаниях могут приобрести большую роль. Не секрет, что народ со временем все меньше доверяет потоку официальной информации, идущей с телеканалов. Поэтому доверие к печатному слову будет постепенно расти. Причем этот процесс происходит не только на федеральном, но и на региональном и местном уровнях. Даже в маленьких городах сейчас идут активные торги за местные газеты, у которых, казалось бы, мизерные тиражи.

Сергей Марков, директор Института политических исследований:

- Все ведут подготовку к будущему избирательному сезону, который неотвратимо приближается и связан с 2008 годом. Я не говорю конкретно о парламентских или президентских выборах, а в целом о точке времени, где в политической жизни страны возможно все что угодно.

Идет консолидация медийных ресурсов. Ряд структур освобождаются от медиаактивов, которые считают лишними. Борис Березовский концентрирует свой интерес вокруг "Коммерсанта", создавая "Коммерсант-Украина" и поэтому освободился от "Независимой газеты". К тому же многие из тех, кто в 90-х годах нахватал себе всего, чего только можно было, теперь финансово не состоятелен, чтобы тянуть эту ношу. Такие люди отдают медиабизнес тем, кто за последние годы финансово поднялся и заинтересован в подобных капиталовложениях.

Интерес к печатным изданиям объясняется тем, что здесь больше свободы действий. Все-таки над телеканалами в большей степени висит жесткий политический контроль. Кроме всего, телевидение существует для пропаганды, а газеты - для ведения политических дискуссий. И если пропаганда сегодня монополизирована государством, то дискуссионное поле в большей степени открыто.

Безусловно, печатные СМИ имеют меньшее влияние, но только если речь идет о миллионах обычных граждан. А вот политические элиты и интеллигенция в большей степени ориентируются на них. Отчасти поэтому газеты и популярны у потенциальных покупателей.

Источник: "Российская газета"