Малый бизнес и региональные СМИ: партнерство возможно?

 На сегодняшний день главная задача российского бизнеса - консолидация усилий в регионах, а не только в центре, где «и так все сплотились теснее некуда», - такое заявление сделал глава РСПП Аркадий Вольский 22 августа на совместной встрече представителей РСПП с главными редакторами региональных газет России. В семинаре–совещании принимали участие вице-президенты РСПП В.Домбровский и В.Никулин, ряд руководителей региональных отделений РСПП, представители комитетов и рабочих групп РСПП, а также руководители более 40 региональных СМИ.

А. Вольский сообщил, что мысль о том, что отечественный бизнес, а вместе с ним и РСПП, должны сделать главный акцент на региональной деятельности прозвучала в ноябре на очередном създе РСПП. «Усиление внимания к региональным проблемам российской экономики должно восприниматься не как конъюнктурный лозунг, а как стратегическая смена вех в выборе приоритетов», - подчеркнул глава РСПП. А. Вольский подчеркнул, что на последней встрече с президентом обсуждались проблемы регионального бизнеса, и в частности, бизнеса ЮФО, который, по мнению Путина, нуждается в помощи.

Глава РСПП подчеркнул, что о развитии любой организации судят прежде всего по эффективности работы в первичных звеньях ее структуры на местах. В настоящее время РСПП объединяет более 326 тыс. человек – представителей научных, промышленных, финансовых и предпринимательских организаций, во всех субъектах РФ есть региональные отделения или представительства РСПП. В РСПП входит около 100 корпоративных союзов и ассоциаций. А. Вольский напомнил, что в октябре 2000 года в союз влилось порядка 30 крупных предпринимателей новой формации, многие из них избраны в бюро правления РСПП. Это руководители компаний Газпром, «ИнтерРос», Русский алюминий, АФК-система, ЮКОС, РАО ЕС РФ и другие.

«Вступление в РСПП ключевых представителей бизнеса значительно расширила возможности и повысила роль организации в экономической жизни страны, и лично я расцениваю это как положительное событие», - подчеркнул А. Вольский. Он отметил, что РСПП объединяет весь спектр реального сектора экономики, а на долю его членов на сегодняшний день приходиться более 80% ВВП России.

Контакты союза охватывают ведущие государства всех континентов земного шара, и наряду с расширением и углублением сотрудничества со странами дальнего зарубежья он наращивает темпы взаимодействия с ближайшими соседями. В федеральных округах созданы координационные советы промышленников и предпринимателей, которые работают в тесном взаимодействии с полпредствами президента. А. Вольский подчеркнул, что все звенья РСПП функционируют как единый организм, дополняя друг друга. По его словам, это стало возможным благодаря принятым принципам: равноправия; уважительного отношения к решениям высших органов союза; стремления максимально согласовывать действия как единой организации, представляющей интересы российского бизнеса.

Глава РСПП отметил, что существуют различия в степени влияния союза в каждом отдельном регионе РФ. И далеко не все договоренности, достигнутые в результате диалога с властью, реализуются чиновниками так быстро, как этого хотелось бы бизнесу. Впрочем, бизнес, по мнению А. Вольского, со своей стороны, дает повод для такого развития событий.

Глава РСПП сообщил, что союз активно работает в Совете по конкурентоспособности и предпринимательству, в совещательных органах правительства. Приоритетами деятельности комитетов и рабочих групп РСПП в будущем останутся: содействие снижению налоговой и бюрократической нагрузки на предприятии; разработка промышленной политики или политики конкурентоспособности отечественных предприятий, включая реформу естественных монополий; соблюдение этических принципов в бизнесе и совершенствование корпоративного управления. Повышение эффективности системы социального партнерства; развитие международного сотрудничества и продвижение российских интересов на мировых рынках.

А. Вольский отметил как положительную тенденцию шаги правительства и президента, направленные на то, «чтобы снять экономику с сырьевой иглы и добиться появления в перспективе локомотивных путей экономического развития». По мнению главы РСПП, необходимо внедрять практику концессий с иностранным участием в России, а получаемые от концессий средства должны строго использоваться для осуществления реальных реформ в интересах народа. «Касаясь вопроса концессий, необходимо понимать, что речь идет не только о добывающей сфере, но и об обрабатывающей промышленности и торговле», - пояснил А. Вольский.

Глава РСПП отметил, что в настоящий момент союз ведет работу над 50 законопроектами, в том числе разрабатывает ряд поправок к уже принятым законам. По мнению А. Вольского, самый важный из них – закон о промышленной политике, проект которого подготовлен РСПП. «Если удастся его принять, то миссию РСПП на данном этапе можно считать выполненной», - подчеркнул он. По его мнению, "обеспечить живое равновесие между самоорганизацией общества и госрегулированием, между частными интересами и социальной справедливостью возможно только путем формирования социальной рыночной экономики для развития предпринимательства во всех его проявлениях".

Глава РСПП обозначил 4 главных принципа корпоративной культуры, принятых в мировой практике, которые «российским компаниям еще предстоит осознать». Это порядочность компании; прозрачность бизнеса с использованием международных стандартов аудита и финансовой отчетности; качество корпоративного управления; социальная ответственность бизнеса. По мнению А. Вольского, «эти четыре столпа корпоративной культуры действуют только в единстве, и учитывая ту роль, которую российские крупные предприятия играют в регионах, к этому вопросу необходимо относиться с максимальной ответственностью».

После выступления А. Вольский отвечал на вопросы представителей региональной прессы. Наибольшее количество вопросов касалось проблем малого бизнеса (представитель СМИ Башкортостана) и проблем сельского малого бизнеса (представители СМИ из Пензы и Карелии).

Касаясь проблем малого бизнеса в целом, А. Вольский отметил, что очень высоко оценивает действия Сергея Борисова ("ОПОРА РОССИИ") по решению проблем малого бизнеса. "Малый бизнес – это не только "челноки", но и работа на производстве", - подчеркнул А. Вольский.

Относительно проблем малого предпринимательства в сельском хозяйстве глава РСПП сообщил, что не является специалистом в сельском хозяйстве, однако хорошо понимает, что это одна из бед России. "Это беда давнишняя, но в последний год крупный бизнес начал инвестировать средства в развитие сельского хозяйства для создания кооперативных предприятий, но такие вложения - мизер".

На вопрос ИА «Альянс Медиа» о роли региональных СМИ в освещении проблем бизнеса А. Вольский ответил, что расценивает перспективы региональных изданий очень высоко. «Куда мы денемся без региональных СМИ, если центральные СМИ стали слишком подотчетны», - пояснил он.

Встреча представителей РСПП и главных редакторов региональных СМИ проходила под лозунгом: «Бизнес и СМИ – диалог партнеров». В эксклюзивном интервью ИА «Альянс Медиа» представители региональных СМИ ответили на вопрос о том, насколько перспективен такой диалог для представителей малого бизнеса.

Руководитель рекламного отдела экономического еженедельника "Капитал-Weekly" (г. Пермь) Ирина Костарева отметила, что представляет экономический еженедельник, поэтому на его страницах, безусловно, освещается работа бизнеса в регионе, в том числе и малого бизнеса. «Но нельзя сказать о том, что наше издание активно сотрудничает с представителями малого бизнеса», – подчеркнула И. Костарева.

На страницах еженедельника поднимаются глобальные проблемы, которые касаются всего региона и поэтому интересны широкому кругу читателей. По мнению руководителя рекламного отдела, проблемы малого бизнеса освещаются в издании, если их поднимает власть. По ее словам, сам малый бизнес со своими проблемами не придет в издание, а прессе интересней писать о более глобальных экономических проблемах региона. Невысокий интерес областной прессы к проблемам малого бизнеса И. Костарева связывает с недостатком информационной поддержки со стороны департамента малого бизнеса. И. Костарева отметила, что инициатором новой рубрики в "Капитал-Weekly" о том, как открыть свое дело, стала фондовая компания, которая намерена заняться кредитованием малого бизнеса в регионе. Но если говорить о перспективном партнерстве малого бизнеса и СМИ, то, по мнению руководителя рекламного отдела, это возможно, если речь идет о газетах местного уровня. «В небольших городах и районах прессу боятся больше, т.к. публикации о злободневных проблемах вызывают большой резонанс у местного населения», - пояснила И. Костарева.

Редактор гезеты «Смоленские новости» Ольга Колышкина согласилась с коллегой: «Издания местного уровня пишут на страницах о насущных проблемах города или поселка и его жителей, в небольших городах более остро воспринимается любая проблема, жители более сплоченно выступают в случаях, если их лишают возможности пользоваться такими удобствами, как магазин или химчистка рядом с домом». По ее словам, в небольших городах с прессой считаются, а иногда ее даже боятся местные власти. В тоже время О. Колышкина отметила, что в ее издании проблемы малого бизнеса освещаются достаточно широко. И говорить о партнерстве можно не только на уровне районных газет. В Смоленске активно работает департамент поддержки малого предпринимательства, да и сами предприниматели активно сотрудничают с газетой. Поэтому все проблемы малого предпринимательства оперативно освещаются в газете. «Перспективность такого партнерства зависит от заинтересованности всех участников: руководства газеты, самих предпринимателей, представителей местной власти. Поэтому проблема взаимодействия малого бизнеса и СМИ решается в каждом регионе отдельно», - подчеркнула редактор «Смоленских новостей».

Шеф-редактор еженедельника «Биржа» (Нижний Новогрод) Андрей Чугунов подчеркнул, что газета - это тоже бизнес, и от того, как этот бизнес будет развиваться в регионе, зависит взаимодействие местных СМИ и малого бизнеса. По его мнению, партнерство должно быть в форме взаимовыгодного сотрудничества, но не ограничиваться только рекламной деятельностью. «Газеты без рекламы не живут, но чем интересней читателю будет информация о судьбах малого бизнеса в газете, тем больше будет возможностей для развития как у малого бизнеса, так и у самой газеты», - пояснил А. Чугунов. Редактор газеты «Биржа» отмечает, что многие издания грешат тем, что пишут только о том, как все хорошо у малого бизнеса, да и сами предприниматели любят представить себя и свой бизнес только в радужных красках. Но, по мнению А. Чугунова, более острая подача информации о предпринимателях, о том, кто и как мешает им нормально работать, будет способствовать не только проявлению интереса у читателей, но и принесет больше пользы предпринимателям.

А. Чугунов пояснил это на примере. Недавняя публикация в газете «Биржа» позволила в одном из районов области снизить в 10 раз арендную плату на землю. Предприниматели обратились в газету, после чего районная администрация была вынуждена отменить незаконное решение. «Чем интересней будет информация о предпринимателях, чем более открытым будет малый бизнес для общества, тем проще будет малому бизнесу решать свои проблемы, зная, что общество на его стороне», - пояснил А. Чугунов.

Шеф-редактор еженедельника «Биржа» утверждает, что партнерство СМИ и малого бизнеса перспективно и взаимовыгодно. «Есть масса примеров, когда интересный материал о предпринимателе поднимает авторитет издания. В нашей газете есть популярная рубрика о персоналиях в бизнесе, которая помогает читателю посмотреть на проблемы бизнеса с точки зрения человека в бизнесе, да и самим бизнесменам посмотреть на себя со стороны. О проблемах малого бизнеса можно и нужно писать, но делать это нужно интересно и профессионально», - убежден А. Чугунов.

Источник: ИА «Альянс Медиа»