В Ираке журналистов погибло больше, чем во Вьетнаме

В Багдаде американские солдаты обстреляли автомашину местного бюро агентства Рейтер, погиб 35-летний звукооператор Валид Халид. Одна из пяти попавших в Халида пуль пробила пресс-карту на его груди. Находившийся рядом с ним телеоператор ранен в спину. Он сообщил в бюро, что огонь вели американские снайперы. Руководство Рейтер требует незамедлительного расследования происшедшей в воскресенье трагедии и освобождения телеоператора, которого американцы увезли в неизвестном направлении. Командование США в Ираке отказывается комментировать случившееся до завершения дознания.

С марта 2003 года, когда США и их союзники начали войну против режима Саддама Хусейна, в Ираке по вине американцев погибли три сотрудника Рейтер, включая украинца Тараса Процюка. Всего с тех пор, по данным организации "Репортеры без границ", в Ираке были убиты 66 работников международных СМИ. Иракская война уже унесла на три журналистские жизни больше, чем вьетнамская, длившаяся с 1955 по 1975 год.

В Ираке известны как минимум два случая американского "дружественного огня" по гостиницам, чьими единственными постояльцами были журналисты. Было и убийство репортера иракскими боевиками -- в августе прошлого года они расправились над итальянцем Энцо Бальдони, сотрудником журнала "Диарио". Тогда Италия отказалась вести переговоры об обмене жизни журналиста на вывод трех тысяч итальянских карабинеров из Ирака.

Но Рим по-прежнему в большой претензии к Вашингтону из-за хладнокровного обстрела американским патрулем 4 марта журналистки и бывшей заложницы Джулианы Сгрены. Ее как раз везли в багдадский аэропорт, после того как ее похитителей удалось уговорить отпустить свою жертву. Сгрена была ранена, но вызволявший ее из плена разведчик Никола Калипари заслонил женщину своим телом и погиб.

Иракские лидеры стремятся смягчить атмосферу жестокости, созданную в стране иностранным военным присутствием. Президент Ирака курд Талабани -- бывший партизан и на своем веку повидал немало крови. Но вчера он сказал: "Когда на мой стол положат смертный приговор Саддаму, я не подпишу его из принципа. Если же приговор все-таки вступит в силу, я уйду в отставку". Процесс над экс-президентом Ирака Хусейном, обвиняемым в преступлениях против человечности, начнется в ближайшие недели. В апреле, сразу после своего избрания главой государства, Талабани заявил, что, несмотря на все страдания, причиненные баасистским режимом его народу, обречь Саддама на смерть ему "не позволят ни человеческие, ни профессиональные убеждения". Напомним, что Талабани по специальности юрист.

Источник: "Время новостей"