Но без команды отечественных журналистов и менеджеров, хорошо знакомых с российской спецификой, осуществить этот медийный проект было бы практически невозможно. Эксперты единодушны в мнении, что нынешний успех газеты «Ведомости» в значительной степени – заслуга ее издателя Михаила Дубика, который имеет репутацию суперпрофессионала в издательском бизнесе.
Отечественный рынок деловых СМИ только формируется. По сути, сегодня он состоит из двух-трех ежедневных газет, да такого же количества журналов. То есть к деловой прессе себя относят многие, однако лишь единицы из них действительно пишут о бизнесе и экономике профессионально и качественно. Что бы в этом убедиться, не нужно даже проводить каких-либо серьезных исследований – достаточно спросить менеджеров любой компании, где они находят для себя полезную информацию. Ответы не будут отличаться разнообразием – РБК, «Эксперт», «Ведомости»… Ну, может быть, еще пара названий. Однако ничего странного в такой скромной, с точки зрения количественных показателей, линейке нет. Поскольку развитие ниши деловых СМИ напрямую зависит от развития экономики страны.
- Нынешний год стал урожайным на различного рода события на отечественном рынке печатных СМИ. «Независимая газета», «Московские новости», журнал «Компания» сменили своих владельцев. Произошли серьезные изменения в руководстве «Коммерсанта», закрылась старейшая в современной России желтая газета «Мегаполис Экспресс». Этот список можно продолжать. Чего здесь больше – политики или бизнеса? Это рядовые события для рынка печатных СМИ или можно говорить о кардинальных изменениях всего рынка, о его переходе на качественно другой уровень?
- Не думаю, что эти события свидетельствуют о каких-то серьезных тенденциях, поскольку у каждого из них свои причины. Скажу только, что политики во всем этом, к сожалению, гораздо больше, чем бизнеса.
- А в целом, насколько насыщенна сегодня газетная ниша в России с точки зрения количества и качества продуктов?
- Думаю, газет достаточно. Что же касается качества отечественной прессы, то лично мне оно кажется довольно низким в большинстве сегментов. Исключениями являются «Ведомости» в деловой нише, «Комсомольская правда» — в таблоидах и в определенной степени «Спорт-Экспресс» — в спортивной нише.
- В чем, на ваш взгляд, заключаются причины этого низкого качества?
- Причины лежат на поверхности. Во-первых, младенческий возраст российского газетного рынка. Во-вторых, преобладание во многих случаях политических мотиваций над экономическими. В-третьих, невысокие требования со стороны аудитории. Ну и, наконец, недостаточно высокий профессионализм газетного менеджмента и редакторов.
Однако я думаю, что время – естественно, при условии правильного вектора развития страны, экономики и рекламного рынка – все это вылечит.
- Сегодня много говорится о том, что интернет благодаря своим возможностям (оперативности, увеличивающейся доступности и т.д.) уверенно вытесняет с медийного рынка традиционные печатные СМИ. Косвенно это подтверждается, к примеру, ростом объема интернет-рекламы. Печатным СМИ приходит конец?
- О завершении эпохи печатных СМИ говорят уже 10 лет. За это время, к примеру, тиражи акционеров «Ведомостей» – "Financial Times" и "The Wall Street Journal" – значительно выросли. Сами «Ведомости» с момента запуска в 1999 году динамично растут каждый год. Кстати, сайт «Ведомостей» – весьма посещаемый и чрезвычайно коммерчески успешный ресурс. Газета и сайт дополняют друг друга.
- По оценкам российской Гильдии издателей периодической печати (ГИПП), 75% объема рынка российских печатных СМИ приходится на Москву. На ваш взгляд, это нормальная ситуация? И если сравнивать с другими странами, подобное процентное соотношение – это много или мало.
- Доля Москвы на российском рекламном рынке обусловлена социально-экономическим состоянием страны. Крупный бизнес и наиболее обеспеченная часть населения находятся в столице. Если посмотреть на развитые экономики, там доля столиц несколько ниже по сравнению с Москвой. Причина в том, что благосостояние и рекламные бюджеты в развитой экономике распределены по стране более равномерно.
С другой стороны, доля столицы-мегаполиса в том или ином сегменте рынка в любой стране непропорционально велика.
- В последнее время система медиаизмерений печатных СМИ в России, мягко говоря, получает неоднозначную оценку. Вы как издатель одной из влиятельных газет довольны существующим положением вещей?
- Система медиаизмерений дает нам представление лишь о глобальных трендах. Скажем, если аудитория газеты или журнала снижается 5 волн подряд, значит, с изданием действительно что-то не так. В остальном этот «прибор» очень неточный, и в большинстве случаев он указывает на brand awareness и эффективность промоусилий, а не на динамику тиража.
У нас в Independent Media сплошь и рядом случаются ситуации, когда тираж вырос за полгода на 25–30%, а цифры TNS Gallup остались неизменными и в текущей, и в следующей волне.
- А как вы прокомментируете другую проблему, с которой сталкиваются печатные СМИ, — дистрибуцию? Возможно ли ее решение? Как должны действовать игроки рынка, чтобы преодолеть существующую неразбериху в этом вопросе?
- Отечественный рынок дистрибуции печатных СМИ слишком фрагментирован. На нем очень много относительно небольших компаний, играющих по разным правилам. На мой взгляд, ситуацию улучшило бы создание нескольких крупных игроков. На некоторых зарубежных рынках объединения издателей являются акционерами крупных распространителей. Думаю, подобная схема была бы эффективным решением для России.
- Как вы считаете, действительно ли печатный рынок в России самый непрозрачный среди других медиа?
- Мне об этом судить трудно, поскольку я пока работал только в западных компаниях, абсолютно прозрачных.
- Недавно ряд телекомпаний заявили о предстоящем увеличении рекламных расценок минимум на 25%. Кто-то собирается поднять ценовую планку с нового года, кто-то уже нынешней осенью. По вашему мнению, повлияет ли это повышение на стоимость рекламы в самих печатных СМИ?
- Перераспределение рекламных бюджетов из «телевизора» в «печать» уже происходит последние два года. Это касается в первую очередь тех рекламодателей, которые устали «бить по воробьям» и которым важно качество их аудитории. Правильные печатные СМИ позволяют гораздо более эффективно таргетировать рекламные сообщения.
- Нужны ли государственные правовые барьеры для проникновения иностранных инвестиций на медиарынок?
- Однозначно нет. Иностранные инвестиции на медиарынке приносят только пользу. Посмотрите на Independent Media, которая сначала создала рынок глянцевых журналов, а потом сделала единственную в стране действительно независимую газету. Посмотрите на других западных издателей, которые дали рынку современные редакционные продукты, новые технологии продвижения и продаж. Посмотрите на тот же News Outdoor на рынке наружной рекламы.
- Газета «Ведомости» практически с момента своего появления вошла в число лидеров отечественных печатных СМИ, и в первую очередь в деловом сегменте. Благодаря чему это стало возможным – чем издание принципиально выделяется в своем блоке?
- «Ведомости» – деловое издание, единственное в своем роде. От других газет, например «Коммерсанта» или «Известий», нас отличают сфокусированность на бизнесе и экономике, редакционная независимость, качество редакционных материалов, которое основывается на глубоком знании компаний и рынков. А кроме того, мы отличаемся профессиональным подходом к ведению бизнеса.
- Если говорить об отечественном рынке рекламы, то все его игроки испытывают нехватку профессионалов едва ли не по всем позициям. А как вы можете оценить ситуацию с кадрами на рынке журналистики?
- С кадрами, мягко говоря, все непросто. Однако в «Ведомостях» и в целом в Independent Media все время зажигаются новые звездочки и звезды – и это внушает оптимизм.
- Расскажите, как осуществляется кадровая политика в издании? Что для вас предпочтительней: привлекать профессионалов со стороны или же выращивать их внутри «Ведомостей», внутри ИД?
- Мы всегда стремимся по максимуму использовать внутренние резервы, растить таланты внутри компании. Особенно это касается коммерческих структур. Однако это не значит, что вход в «Ведомости» или Independent Media «снаружи» затруднен. Наша компания быстро растет, и она не может утолить свой кадровый голод только за счет внутренних ресурсов.
- Сколько «стоит» журналист, пишущий на тему экономики и бизнеса?
- Здесь стандартов нет, слишком много различных факторов учитывается, слишком по-разному платят разные компании.
- По вашему мнению, кто из участников российского медиабизнеса на сегодняшний день является самым сильным и, может быть, самым влиятельным игроком?
- Таких игроков несколько. Это Independent Media, Burda, Hachette Filipacchi, РБК, «Газпром-Медиа», ИД «Коммерсантъ».
- Каких изменений следует ожидать в блоке деловых изданий ИД Independent Media?
- В следующем году мы планируем запуск делового еженедельника. Однако подробности этого проекта мы сообщим чуть позже.
Справка:
Михаил Дубик, член совета директоров Independent Media, издатель газеты «Ведомости». Родился в 1969 г. в Петропавловске-Камчатском.
Закончил факультет журналистики МГУ и бизнес-школу INSEAD.
В 1991–1992 гг. — корреспондент журнала «Столица».
В 1993–1995 гг. — корреспондент газеты "The Moscow Times" (Independent Media).
В 1995–1997 гг. — редактор газеты «Капитал» (Independent Media).
В 1998–1999 гг. — директор по развитию бизнеса Gruner & Jahr Russia. С 1999 г. — издатель деловой газеты «Ведомости» (Independent Media).
С 2001 г. — член совета директоров ИД Independent Media, курирующий «Ведомости», "The Moscow Times", "The St Petersburg Times", "Harvard Business Review", СП «Альпина Бизнес Букс», «Агробизнес», «Популярная Механика». Женат, имеет дочь 12 лет.
Ежедневная деловая газета «Ведомости» издается с 1999 года. Это совместный проект двух ведущих мировых бизнес-изданий – "Financial Times" и "The Wall Street Journal" – и российского издательского дома Independent Media. Над выпуском газеты работают более 100 журналистов при поддержке всемирной корреспондентской сети "Financial Times" и "The Wall Street Journal". Среднегодовой тираж издания – более 63 тыс. экземпляров по итогам 2004 года.
Источник: "Индустрия рекламы"