К чему приведет изменение статуса изданий? Точка зрения издателя и распространителя

Перерегистрация журнала "Elle" в рекламное издание, которую недавно осуществил ИД «АФС», вызвало неоднозначную оценку среди распространителей. Виной тому – возросшая ставка НДС, которую придется платить распространителям. Насколько серьезна возникшая проблема и как ее решить, – в «Точке зрения» обсуждают Михаил Литвинов и Виктор Шкулев.  

«Фактически, издатели, отказываясь поднимать отпускные цены, загнали нас в тупик »

Михаил ЛИТВИНОВ, президент Национальной сети «Союзпечать», генеральный директор КММП «Метрополитеновец» (Москва):

Рынок распространения в России находится в глубочайшем экономическом кризисе. Речь уже идет не о величине прибыльности, а о выживании компаний­-распространителей. К примеру, этим летом у «Метрополитеновца» спад продаж составил более 40%. На покрытие убытков нам придется направлять всю прибыль ближайшие 2­3 месяца.

Для того, чтобы сводить концы с концами, распространители вынуждены заниматься непрофильныими дополнительными бизнесами. И те средства, что на этой непрофильной деятельности зарабатываем, вкладываем в распространение. Фактически, издатели, дотируя собственные издания за счет рекламы и отказываясь поднимать отпускные цены, загнали нас в тупик.

Последний красноречивый пример позиции издателей – ситуация с перерегистрацией глянцевого журнала "Elle" в рекламный. Желание руководства издательских домов «АФС» размещать все больше и больше рекламы в своих журналах понятно (ограничение объема рекламы в законе «О рекламе» (40%) не относится к категории рекламных изданий). Не понятно другое, почему распространители должны реализовывать журналы по прежним ценам. Ведь теперь нам придется выплачивать НДС в размере 18%, а не 10%, как прежде. Если согласиться с позицией издателей и продавать журналы по той же цене, нам придется работать в убыток. Не проще ли сделать журналы бесплатными и распространять их без нашего участия? Думаю, те суммы, которые издатели получают с рекламы в настоящее время, позволят это сделать. И опыт американских издателей является примером. К тому же расходы на транспорт увеличиваются пропорционально увеличению веса журнала.

Со своей стороны, я, как руководитель «Метрополитеновца», не могу в одностороннем порядке поднять розничные цены на "Elle". В Москве множество ПБЮЛ, которые занимаются распространением прессы и при этом платят налоги по другим схемам. Они могут себе позволить продавать журналы "Elle" по прежним ценам, поскольку многие из них не являются плательщиками НДС вообще.

Возможно, издатели этих журналов опасаются, что повышение стоимости их журналов негативно скажется на продажах, приведет к оттоку читателей. Опыт повышения цен на газету «Спорт-Экспресс» говорит о том, что этого можно не бояться. Подняв на нее розничные цены, мы в течение года получаем стабильные доходы. При этом тираж по продаже газеты остался прежним. Да и сам издатель, спохватившись, через полгода поднял отпускные цены и тоже получает реальный доход от продаж.

Возглавляемая мною Национальная сеть «Союзпечать» планирует в ближайшее время провести переговоры с руководством ИД «АФС» и найти приемлемое решение сложившейся ситуации. Мы против конфликтов, мы за взаимовыгодное партнерство.

«При ближайшем повышении цены возникшая проблема будет решена»

Виктор ШКУЛЕВ, председатель Совета директоров ИД «АФС/Интермедиагруп»:

В связи с изменением статуса любого из печатных изданий, например, в связи с перерегистрацией журнала в рекламное издание, для распространителей, с точки зрения организации торговли, по большому счету не происходит значительных изменений. Розничные сети сегодня торгуют как товарами легатированными (10% НДС), так и товарами с 18% НДС. Появляется всего лишь одно дополнительное наименование, которое переходит из одной категории в другую.

В случае с журналом "Elle" принципиально важным является то, что, в связи с изменением статуса, издатель не способствует понижению маржи, которую получает оптовый распространитель, и наценки, которую получает розничная сеть. Однако надо признать, что в абсолютном выражении валовый доход распространителей снижается, но очень незначительно и только на период до повышения розничной цены. Поскольку в настоящее время розничная цена журнала не изменилась, – но рыночная ситуация такова, что розничные цены на издания меняются регулярно, – то при ближайшем повышении цены возникшая проблема также будет решена.

Наверное, нужно принять во внимание и то, что журнал "Elle" пользуется устойчивым и постоянно растущим спросом. И торговать таким продуктом достаточно выгодно. Мы, в свою очередь, ведем постоянный поиск дополнительных мер, которые стимулировали бы потребительский спрос. Для нас чрезвычайно важным является то, чтобы мы эту работу вели в кооперации с распространителями. Мы имеем открытую, гибкую позицию, и, как известно, практически любая инновация, к сожалению, должна преодолевать комплекс консерватизма. Мы сегодня предпринимаем все усилия к тому, чтобы минимизировать этот эффект. Если подходить к решению любого возникающего вопроса заинтересованно, то, без сомнений, взаимовыгодное решение может быть найдено очень быстро.

Мы благодарны основным игрокам рынка, которые нас поддерживают.

Источник: "Новости СМИ"