Вырастут ли у «Крокодила» зубы?

 В сентябре в Москве вновь начнет выходить журнал «Крокодил». Как передает сайт радиостанции «Свобода», реанимация флагмана партийно-коммунистической «сатиры по разнарядке» вполне укладывается в крепнущую тенденцию «перезапуска» старых советских брендов в свежей упаковке. Издатели «нового старого» «Крокодила» заявили, что предложат рынку совершенно уникальный продукт.

Представители издательской индустрии испытывают в отношении проекта смешанные чувства.

Как сообщил радио «Свобода» исполнительный директор «Крокодила» Юрий Парфенов, новое издание будет являться «продолжением легендарного советского журнала, который выходил с 1922 года и был невероятно популярен»: «Это именно продолжение, и мы постараемся сохранить во многом стилистику журнала. Например, в качестве логотипа мы используем логотип "Крокодила", который был в годы Второй мировой войны. Соотношение изобразительного ряда и текста будет таким же, как и было всегда в "Крокодиле". При этом карикатуры и рисунки будут преобладать, фотографий будет немного».

Первый номер выйдет в конце сентября. Первоначальный тираж ежемесячника, редактировать который приглашен Сергей Мостовщиков, будет составлять 20-30 тыс. экз. После Нового года возможен переход на более частую периодичность.

Участники рынка полагают, что ниша, которую мог бы занять «Крокодил», в теории выглядит весьма привлекательной.

«Хорошая сатира, как и хороший юмор, всегда востребованы в обществе, – считает президент Издательского дома Родионова (ИДР) Алексей Волин. – Долгое время в печатных СМИ эта ниша полностью пустовала. На государственном уровне попытки возрождения сатиры уже были сделаны. В качестве примера можно привести появление на телеэкране журнала "Фитиль". Это классический вариант возвращения старого бренда».

Виктор Лошак, руководящий другим «старобрендовым» проектом «Огонек», также полагает, что потенциал у нового издания значителен: «Давно было известно, что этот бренд выкуплен и находится на старте», – добавил он.

Действительно, сатирические издания на российском рынке сегодня представлены весьма фрагментарно (в отличие от смежной ниши «чистого» юмора). Бумажный «Новый Крокодил» (он также задумывался как продолжение известного советского проекта) прекратил свой выход около года назад. Между тем, ниша одноразовой бумажной сатиры эксплуатируется активно и успешно.

«Понятно, что в сатирическом журнале прямая реклама идти вряд ли сможет. А торговать площадями для пиара – смерть для журнала, – отмечает Виктор Лошак. – Экономика "Крокодила" будет понятна, если он сможет существовать за счет дешевого выпуска и большого тиража».

Однако, как сообщил источнику акционер проекта Дмитрий Муратов (он также редактирует «Новую газету»), «Крокодил» будет «антиглянцевым журналом по цене глянцевого журнала, который объясняет глянцевым журналам, почему их персонажи не такие, какими они хотят их видеть». По информации радио «Свобода», журнал будет выходить на простой, даже нарочито дешевой бумаге по заявленной «глянцевой» цене в 100 рублей в рознице. При этом каждый экземпляр будет закатан в непроницаемую черную пленку.

Условным предшественником сатирического издания президент ИДР Алексей Волин считает выходивший в Москве в конце 90-х журнал «Столица», один из предыдущих проектов главного редактора «Крокодила» Сергея Мостовщикова. Журнал был интересен прежде всего москвичам с высшим образованием: 55% его читателей имели дипломы вузов. Иными словами, назвать «Столицу» изданием, ориентированным на широкий рынок, было бы сложно. Параметры «Крокодила», известные на этот момент, позволяют сделать предположение, что его целевая аудитория в значительной степени будет совпадать со «столичной».

Алексей Волин полагает, что запуск проекта в обозначенных параметрах уложится в «несмертельный» для любого инвестора один миллион долларов.

Акционер «Крокодила» Дмитрий Муратов, предрекая журналу «грандиозный успех» и называя его «безусловно, бизнес-проектом», тем не менее, отказывается назвать хотя бы его примерные экономические параметры.

Директор «Бизнес ньюс медиа» Леонид Бершидский в интервью радио «Свобода» предположил, что век «нового старого» «Крокодила» будет недолог: «Проекты, в которых участвует Мостовщиков, никогда не имеют особенной коммерческой цели, а делаются скорее ради искусства. Я буду рад, если у него получится, и с удовольствием буду читать, пока это будет выходить».

Таким образом, резюмирует источник, «через месяц в лице знакомого пресмыкающегося “с длинным рылом и характерно изогнутым разрезом рта” мы можем встретить интересный проект с неясными перспективами».

Источник: "Курьер"