– Какова история ежемесячника «Совершенно секретно»?
– Газета «Совершенно секретно» имеет долгую историю. Для современной газеты мы довольно давно существуем на рынке – с 1989 года. Это была первая независимая частная газета в России. Эта ее особенность накладывает определенную ответственность на нас – тех, кто работает в ней сейчас. Мы должны сохранять уникальность. Издание было основано писателем Юлианом Семеновым. Он много работал в архивах, и его заслуга была в том, что он сумел открыть архивы спецслужб и исторические архивы. На этом материале он писал свои книги, и на этом же была основана газета. Дальше знамя подхватил Артем Боровик, который с 90 года был главным редактором, а потом стал и владельцем газеты. Газета всегда отличалась высоким уровнем профессионализма журналистов; она полностью была сделана в жанре расследовательской журналистики. Сначала «Совершенно секретно» была ориентирована на то новое, что открывалось благодаря политическим изменениям: работа в архивах, доступ к ранее закрытым источникам информации. Так мы сделали себе имя.
Основным делом нашей газеты всегда оставались расследования в областях исторических, политических и экономических. Пик популярности пришелся на конец 90-х. Сейчас мы пытаемся сохранять то главное и уникальное, что было у нас, и при этом идти в ногу со временем. Многое меняется, и мы тоже за последние годы немного изменили свое лицо. Издание остается в прежнем формате: полугазета, полужурнал. Мы выбрали этот формат потому, что с одной стороны газета – продукт недорогой, но с другой – там есть информация, привлекающая широкий круг читателей. И я могу сказать, что сегодня круг наших читателей очень широк. Это люди, которые серьезно и с интересом относятся к политике, а для других у нас есть и исторические материалы, и информация общего интереса. Мы пытаемся не сойти с тропы расследовательской журналистики, потому-то последние годы многие двери перед журналистами закрываются. При этом появляется много маленьких дверок, через которые журналистам пытаются выпихнуть интересную кому-то информацию, тем самым берут журналистов на крючок. Мы пытаемся сохранять и независимость, и объективность материалов, и оставаться не менее информированными, как и прежде. Огромный вклад в репутацию, становление и развитие нашей газеты внес Артем Боровик, и именно на том факте, что он тут работал, во многом строится репутация «Совершенно секретно».
– Почему «Совершенно секретно» издается со столь нехарактерной для газеты периодичностью – раз в месяц?
– В какой-то степени это дань нашей истории. Такой газета родилась – в формате ежемесячника. Когда начинался тот проект, важно было сделать газету доступной как можно большему количеству читателей. Идея заключалась в том, чтобы получить и опубликовать огромное количество информации, и сделать это минимальными средствами. В то время у частного издания не было больших средств для дорогого воплощения. И был найден оптимальный вариант. Наша газета предназначена для спокойного семейного чтения. Так что ее читали все члены семьи. В 90-е годы это тоже был приемлемый вариант, тиражи росли, газета была востребована. И поэтому менять ничего не стали. Сейчас, по своему формату, «Совершенно секретно» становится все больше газетой, нежели ежемесячником. Но времена меняются, и сегодня мы начинаем всерьез задумываться над тем, чтобы перевести газету на периодичность два раза в месяц. Это не слишком распространенная практика в России, но в мире она успешно существует. С другой стороны, превращать «СС» в еженедельник не хотелось бы, потому что таких проектов много, и втискиваться в эту нишу было бы неправильно. А сейчас мы занимаем свое особое место и на рынке, и в умах читателей, так что пока будем смотреть на ситуацию и оценивать, куда она нас выведет дальше. Важно при всех переменах не потерять то, ради чего люди покупают нашу газету.
– Как менялись тиражи за все время существования «Совершенно секретно»?
– У всех изданий сейчас тиражи падают. Это совершенно естественный процесс, потому что появляются новые носители информации, такие как Интернет, разнообразное телевидение, в том числе и новостное. Люди интересуются разными категориями информации. Но мы живем за счет распространения, как следствие – за счет наших читателей. Тираж для нас не пустой звук.
Тиражи складываются из разных компонентов. В первую очередь, это основной тираж, который печатается в Москве и приближается к полумиллиону экземпляров. Плюс – у нас много допечатчиков: они делают ту же самую газету, что и в Москве – то есть получают электронный вариант и печатают с него тираж. От московского выпуска его может отличать местная реклама, и иногда, например на Украине, чуть меньший объем. Мы не считаем возможным делать какие-либо региональные выпуски, так как будет сложно проконтролировать, что выпускается под нашей общей маркой.
– Какой объем в вашем издании занимает реклама? И какой процент от прибыли она приносит?
– Объем рекламы составляет порядка 30%. Раскладка по прибыли является нашим секретом, но могу сказать, что мы зарабатываем на распространении тиража. Я не считаю, что это рецепт для всех, но мы выбрали этот путь. Доля рекламы в прибыли может изменяться. Существуют периоды, когда объемы рекламы резко начинают падать – это конец года, январь, летние месяцы. Но для нас всегда будет главным распространение. Газета не потеряла с 2000 года в тиражах, они только слегка колебались. Нельзя сказать при этом, что реклама нас не интересует, без нее сейчас не проживешь. У нас очень широкая аудитория, и наши рекламодатели – те, кому интересна именно такая публика. Нас читают люди с неоконченным высшим и высшим образованием, в возрасте от 30 до 50 лет. Этот сектор читательской аудитории за последнее время вырос. А поскольку у них есть семьи, то их домочадцы тоже находят у нас что-то интересное. На это и рассчитывают наши рекламодатели.
– Какими методами продвижения издания вы пользуетесь?
– Основной PR издания – это его содержание. Если издание не интересное, то никакая реклама его не спасет, потому что читатель прочтет или услышит любопытный анонс, а когда откроет газету, то поймет, что вся привлекательность там и осталась, а материал не интересен. Начинать надо с основного – содержание и внешнее исполнение. С другой стороны, эту работу надо подкреплять, и все зависит от финансов. Очень хорошо, если есть возможность запустить имиджевый ролик, но это очень дорого и не всегда оправданно. Для газеты, я считаю, лучшая реклама – это анонсирование на массовых информационных носителях, по радио, например.
– Сейчас многие газетные издатели делают свою электронную версию для поддержки «бумажного» продукта. Делаете ли вы что-либо подобное?
– У нас есть свой сайт. И я считаю, что над ним еще работать и работать. На эту проблему есть две противоположные точки зрения. С одной стороны, многие мои коллеги считают, что если газета появляется в электронном виде, то число потенциальных читателей ее бумажного варианта снижается. Мне же кажется, что всегда будут люди, желающие читать нашу газету такой, какая она сейчас, но найдутся и другие, кто будет просматривать версию в Сети. Я считаю, что хороший сайт помогает газете.
– Каковы планы развития «Совершенно секретно»?
– Мы уже приступили к изменениям, с начала 2000-х годов слегка изменили дизайн первой полосы, несколько его осовременив. А внутренне газета меняется сама по себе, так как меняется положение в стране; при растущей политизированности мы все же стараемся сохранять и информацию общего интереса для привлечения максимально широкого круга читателей. Что касается дальнейшего развития, то, как я уже говорила, газета становится ближе к традиционному газетному формату, оставаясь пока ежемесячником. Мы проводили экспресс-опросы наших читателей и киоскеров на предмет того, как они отнесутся к тому, что газета будет выходить два раза в месяц. И, в принципе, мы услышали положительные отзывы. Поэтому, возможно, будем работать в этом направлении. Этот формат позволит нам идти в ногу с событиями, но в то же время не даст растерять преимущества редко выходящего издания – детальную качественную информацию.
Источник: "Курьер"