В.Григорьев, советник руководителя ФАПМК: «Время читать и время пропагандировать чтение»


Как отец 11-летней дочери, могу экспертно утверждать, что привить любовь к чтению юному поколению равносильно (по количеству моральных и физических затрат) организации и раскрутке нового бизнеса. Читают достаточно бегло, запоминают неплохо, но все это с таким напряжением и после таких мотиваций, что невольно думаешь, как бы отключить интернет и перекодировать "ящик" на прием только каналов "Культура" и Discovery.

В России обозначилась тенденция к постепенному отказу от чтения как основного способа формирования личности, расширения ее кругозора, способа проведения досуга. У значительной части детей и подростков за время обучения в школе так и не вырабатывается привычки к чтению сверх программы. Читают мало и не слишком глубокие книги, что ведет к функциональной неграмотности человека.

По данным PISA ("Программа по оценке образовательной деятельности учащихся"), где объектом исследования являются 15-летние школьники, в 2000 году Россия по грамотности чтения занимала лишь 27-е место среди 32 стран. Через 3 года мы - 33-и среди 40 стран-участниц.

Согласно исследованиям, проведенным по нашему заказу специалистами социологического центра Юрия Левады, престиж чтения в нашей стране медленно, но неуклонно падает: только за последние два года число респондентов, относящих себя к числу активных читателей, сократилось с 26% до 23%. При этом никогда не покупают книги более 52% опрошенных.

Мы не первые, кто столкнулся с подобными проблемами. Еще 10 лет назад Великобритания занимала по грамотности чтения 15-е место среди 20 стран, участвовавших в исследовании PISA. Однако в результате принятых государством и обществом мер сегодня Великобритания - 5-я среди 40.

Сегодня система протекционистских мер в поддержку книгоиздания и чтения Великобритании, Франции, Германии, США широко обсуждается и изучается в странах ЕС. Положительные примеры концентрации усилий и ресурсов показывают, что за сравнительно небольшой отрезок времени можно не только выправить ситуацию, но и начать двигаться вперед. Это и проведение общенациональных кампаний в поддержку чтения, и литературные премии, и книжные конкурсы с присуждением наград, и адресная рассылка наборов книг детям, и многие другие формы и способы воздействия, но прежде всего - сотрудничество книгоиздательской индустрии с массмедиа.

Взять хотя бы проект Big Read, организованный компанией Би-би-си в 2003 году. В течение почти целого года британцы голосовали за "лучшую книгу всех времен", а Би-би-си превратила этот конкурс в увлекательнейшее телешоу, в которое была вовлечена вся нация.

Многие книжные фонды, существующие на Западе, дарят новорожденным детям и их родителям специальный комплект, включающий подборку книг и рекомендательные методические материалы. Некоторые из таких проектов "сопровождают" детей от рождения до поступления в школу.

Объективно говоря, и в нашей стране ведется пропаганда чтения: книжные ярмарки, литературные премии, детские фестивали, "книжные" программы на "Культуре" и ряде радиостанций, рубрики в печатных СМИ... Но удручает, что эта деятельность носит нескоординированный, локальный характер и держится исключительно на энтузиастах.

В России немало людей неравнодушных, готовых засучив рукава взяться за дело. Это и библиотекари, и учителя, и авторы, и издатели, и журналисты. Остался сущий пустяк: создать и запустить национальную программу, обеспечить ее ресурсами, прорваться сквозь межведомственные барьеры Минкульта, Минобраза и Минэкономразвития, задействовать крупный бизнес. Мне кажется, интеллектуальное и духовное здоровье нации, ее достойное место в новом информационном обществе - должный стимул, чтобы запустить Национальный год чтения или Национальный год пропаганды (которая, надеюсь, в этом контексте никого не пугает) чтения, растянув его на 3-5 лет. В принципе ничто не мешает стартовать уже со следующего учебного года.

Владимир ГРИГОРЬЕВ, советник руководителя Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям

Источник: "Известия"