Рынком этот факт был воспринят, в целом, положительно: "наш паровоз" перестал лететь к неизвестной коммуне и перешел на нормальные коммерческие рельсы. Но прошло немало времени, а железнодорожное ведомство по-прежнему латает финансовые дыры, взвинчивая тарифы, в то время как корпоративная газета ведомства рассуждает о "русской идее" и "национальной гордости".
"Гудок" - вообще издание уникальное во всех отношениях. Ну где еще можно найти ведомственную, по сути, многотиражку, издающуюся с таким размахом? 8 - 12 полос ежедневно, 240 тысяч тиража, печать в 25 городах! По скромным оценкам, в особняке на Старой Басманной улице, где разместилась редакция "Гудка", работают не меньше сотни человек, включая обслуживающий персонал, плюс корпункты и представительства на железных дорогах, плюс сеть распространения... Как показывает опыт других подобных газет, содержание такой издательской махины требует немалых средств - до 8 миллионов долларов в год. Между тем руководство РЖД честно призналось, что в 2004 году выплатило членам правления зарплату на общую сумму 354 млн. рублей, то есть чуть больше 12 млн. долларов. Получается, что содержание многотиражки сравнимо с довольствием всего менеджмента крупнейшей российской компании!
Цифры не вызовут особого удивления, если детальнее ознакомиться с составом редакции. Оказывается, у главного редактора Игоря Янина есть целых пять заместителей. По информации, циркулирующей в журналистских кругах, зарплаты в "Гудке" очень даже приличные: меньше тысячи долларов получает разве что стажер. Поэтому устроиться сюда на работу не так-то просто.
Да и не каждый претендент пройдет строгий редакторский отбор, ведь политические критерии Янина, скажем так, весьма своеобразны. Не случайно главный редактор "Гудка" по совместительству возглавляет Фонд "Славянское единство", ведет журнал "Час России" и время от времени публикуется в различных изданиях леворадикального толка. Его статьи о национальной гордости великороссов публиковались и в прохановской газете "Завтра", поэтому главным препятствием при приеме на работу в "Гудок" может стать пресловутый "пятый пункт". Во всяком случае, сейчас в выходных данных газеты не значится ни одной нерусской фамилии.
Эдакая отчаянно патриотическая, если не сказать националистическая, направленность газеты Янина, безусловно, имеет право на жизнь в демократическом обществе. Даже на откровенно антисемитские высказывания у нас сейчас закрывают глаза. Но в том-то и проблема, что "Гудок" - газета не Янина, а "Российских железных дорог"! Может ли столь крупная государственная компания позволить себе открытое распространение спорных, мягко говоря, идей - вопрос весьма деликатный.
Между тем новости железных дорог занимают в газете не более половины печатной площади. Все остальное - рассуждения о вечном, традиционные русские вопросы "доколе?". "Сколько можно нам любоваться на подвиги американских спецназовцев на российском телеэкране?" - возмущается в одном случае Янин. "Нужно ли России защищать Грузию от Турции" - неожиданно спрашивает он в другом. Конечно, все эти патриотические экзерсисы - личное дело каждого гражданина, но при чем тут ОАО "РЖД" и его деньги? Деньги, которые собственник железных дорог дерет в три шкуры со своих потребителей.
При этом самое удивительное, что за пределами "Гудка" славянофил и антиглобалист Янин вставляет палки в колеса своим же спонсорам. На одной из бесчисленных "православных" конференций он, в частности, высказался так: "Развитие Транссиба - это глобализация по-русски. И, как любая глобализация, помимо положительного, несет в себе немало отрицательного и опасного". Характерно, что власть к подобным высказываниям прислушивается, и проект продолжения транссибирской магистрали в Корею свернули, о чем новый глава РЖД Владимир Якунин говорит с нескрываемым сожалением. Так почему ОАО "РЖД" все-таки содержит "Гудок"? Может, потому, что и сами железнодорожники до сих пор больше занимаются политикой, чем бизнесом. Едва придя к руководству РЖД, Якунин, например, перекрыл российским угольщикам псковский транзит, о чем немало писали газеты в начале года. Теперь составы с экспортным сырьем в латвийские порты идут через Белоруссию, и РЖД исправно выплачивает мзду коллегам из братской республики. А на днях с теми же белорусами был подписан масштабный договор о системе взаимозачетов. Эксперты тут же нарекли этот документ щедрым подарком Лукашенко от российских железнодорожников.
В оглашенном с помпой на днях проекте турпоезда "Берлин - Калининград - Москва" тоже больше политики, чем экономики. Здесь и желание показать очередную "кузькину мать" Прибалтике, и возможность подчеркнуть неплохие отношения с Германией, назло Америке и остальной Европе. Хотя понятно, что после скорой смены власти в Германии будущее этого, как и многих других совместных с Россией проектов, станет весьма туманным.
И, конечно, большой вопрос, захотят ли впредь западные правительства иметь дело с государственной компанией, которая поддерживает националистическую истерию...
Источник: "Российские вести", N31