- Игорь Александрович, вы почему-то не называете тех, кто нарушает закон. Вот недавно были в Костроме и сказали, что на местном рынке периодики пять из двадцати редакций работают нечестно. А кто именно - тайна?
- Мы принципиально не занимаемся публичным изобличением нарушителей. Но мы о них знаем. Вообще хватать за руку, доказывать вину и карать должно государство. НТС - не карательный орган, не госинспекция, а независимая некоммерческая организация, которая предлагает всем участникам рынка добровольно сертифицировать свои тиражи. Чтобы каждый рекламодатель был уверен: его реклама будет адресована реальной аудитории, а не мертвым душам. На Западе любое издание, рассчитывающее на коммерческий успех, сертифицирует свой тираж. У нас это сравнительно недавняя практика. Честные от этого только выигрывают, а тем, кто жульничает, это, конечно, не по вкусу.
- В России, по официальным данным, сегодня издается около 25 тысяч газет и журналов. Вы сертифицируете 420. Все остальные - вне вашего контроля. То есть могут "рисовать" в выходных данных любые цифры. Появилось даже выражение: "мутный" рынок. Джунгли. Одни "втирают" своим учредителям, другие - рекламодателям, третьи уходят от налогов. Можно ли сказать, что вы предлагаете им по-доброму, по-хорошему стать на путь истинный?
- Сначала уточним цифры. Большая доля зарегистрированных изданий - это "мертвые души", реально в стране выходит не более 12 тысяч газет и журналов. Из них примерно две трети - вне конкурентного рынка, потому что зависят не от рекламы и даже не от читателя, а от учредителей и спонсоров. Это три с половиной тысячи районных газет. Это тысячи многотиражек. Это так называемая партийная пресса. Это газеты и агитационные однодневки, некоторые живут месяц-два, только во время выборов. Если посмотреть на рынок под таким углом, то мы увидим, что 420 сегодняшних участников НТС - не капля в море, а "могучая кучка". Почти все крупнейшие массовые издания, издательские дома России сертифицируют свои тиражи. "Мутного" на рынке еще немало, но ситуация заметно меняется к лучшему.
- И все же пока честные тиражи, как у газет "Провинции", - это скорее исключение, чем правило?
- Думаю, все не так мрачно. Но примерно каждое четвертое периодическое издание в России указывает "дутый" тираж. Это, конечно, приблизительная оценка.
- Откуда у вас данные о нарушителях? Вы специально собираете такие сведения?
- Нет, данные поступают самотеком - из типографий, от других участников рынка. Тот, кто играет по правилам, конечно, не в восторге от тех, кто никаких правил не признает. В регионах большинство газет печатается в одной типографии. Не составляет труда прямо в типографии уточнить, сколько экземпляров отпечатано. А потом посмотреть на последнюю страницу и сравнить. Другой канал контроля - распространение. Тут тоже все довольно прозрачно. У нас есть примеры, когда газета - не бесплатная - не имеет подписки и в то же время "не обнаруживается" в рознице. То есть на рынке она вообще не присутствует, но указывает тираж в десятки тысяч экземпляров. Ясно, что это вранье.
- Редактор из Нижнего Новгорода сообщает, что у них не только завышают, но иногда и занижают тиражи... А это-то зачем?
- Таким образом обычно пытаются уйти от налогов. Разумеется, это тоже серьезное нарушение закона.
- В Иваново антимонопольная служба недавно "прижала" газету "Иваново-пресс". Ее разовый тираж (это еженедельник) был 4 тысячи экземпляров, а в выходных данных указывались 18 тысяч "совокупного" (видимо, месячного) тиража. Редакция этой газеты не согласилась с претензиями антимонопольной службы, однако стала указывать разовый тираж - и за то спасибо.
- Да, есть такой недобросовестный прием: указывают не реальный, а какой-то общий, совокупный, месячный, годовой - вообще не понятно какой тираж. Якобы редакция не понимает, что означает слово "тираж". То есть раз в неделю можно издавать газетку в 1000 экземпляров, а в конце указывать 52 тысячи - годовой тираж, чудесная цифра.
- Давайте уточним для всех читателей, рекламодателей и редакторов: что же это за зверь - тираж газеты?
- Это количество копий данного номера за данное число. Иногда хитрят, плюсуя сюда какие-то вкладки, приложения - уловкам нет конца. На самом деле надо всегда четко указывать - каков реальный тираж газеты и уже отдельно - тираж всяких вкладок. Именно так делают издания, пользующиеся услугами НТС.
- Что у нас грозит нарушителям? Могут ли закрыть газету, которая хронически врет о своих тиражах?
- Нет, до этого дело не доходит. Могут быть административные санкции. Но главное - это позор, ущерб для репутации. Ведь читателю понятно: если создатели газеты обманывают их даже в этом - как можно верить тому, что пишут на ее страницах?
- В одном из интервью вы сказали, что в России пока нет самого "института репутации"...
- Так надо его создавать. Без него нормального рынка у нас никогда не будет.
Источник: «Газета Дона» (Ростов-на-Дону)