Россия перестает читать. На Западе беда началась лет 10-15 назад, и там уже существуют программы спасения печатного слова. В этом году спохватились и у нас.Совладелец сети московских кафе Владимир Ермилов больше не слушает музыку в машине - "подсел" на аудио-книжки. "Бывает, приеду домой и сижу, как дурак, в гараже - жду, пока глава кончится". А началось все с того, что в одном из магазинов Владимир увидел диск с записью "Мастера и Маргариты" в исполнении труппы Театра на Таганке. Раньше несколько раз брался за Булгакова, да так и не дочитал, а теперь вполне может считать, что приобщился к литературе.

Точно так же думает о себе моложавая пенсионерка из Перми, покупательница крупнейшего в городе книжного магазина "Библиосфера", которая с удовольствием демонстрирует покупки - книжку "Связанные страстью" с целующейся парой на обложке: "Про любовь себе вот взяла. И дочке сканвордов-она каждый день в институт ездит, 40 минут на автобусе в один конец, надо ж чем-то голову занять. А там еще анекдоты печатают. Так что все время читаем, а как же!"

Чтение для россиян - признак хорошего тона, Как и в советские времена, когда мы были "самой читающей страной в мире". Поэтому еще два года назад, как утверждает Левада-центр, больше половины россиян называли себя активными читателями. В этом году таких уже меньше-52% населения вообще не покупают книг, хотя, казалось бы, предложения теперь есть на любой вкус, особенно такой, как у нашей пермской пенсионерки. На Московской международной книжной выставке-ярмарке, которая открывается на этой неделе, явно преобладают "одноразовые" детективы и женские романы. Но даже они не помогли нам сохранить статус самых читающих - он перешел к Индии, за которой следуют другие развивающиеся страны, а Россия только на 7-м месте. Это следует из исследования, которое в этом году впервые провела аналитическая компания NOP World. Из опросов в 30 странах выяснилось, что мы все ближе к хорошей компании, если таковой считать европейцев и американцев. Культурологи говорят, что, если так пойдет и дальше, россияне забудут грамоту и разучатся фантазировать. В чем-то мы даже переплюнули Запад-по данным Международной ассоциации книгоиздателей, в Европе от литературы отказываются не больше трети населения. Ничего страшного, считает прошлогодний букеровский лауреат Василий Аксенов: "Мне думается, что Россия никогда не была такой уж продвинутой по части чтения страной, как это принято считать. Просто было меньше развлечений вообще, и потому массовая публика зачастую проглатывала даже то, что для нее в принципе не предназначалось. Сегодня ситуация изменилась-каждый может выбрать то, что ему действительно подходит, и это нормально". Может, и нормально, но все равно плохо, спорит доктор культурологии Марина Строева. Потому что чтение качественных художественных текстов формирует несколько ключевых свойств, которые мы приписываем культурному человеку. Во-первых, человек читающий волей-неволей запоминает, как правильно писать. Во-вторых - правильно говорить. И в-третьих, чтение развивает фантазию: мы ведь обычно представляем себе героев, ситуации, даже что-то домысливаем. "Особенно это важно для детей, а они сейчас только смотрят телевизор и играют на компьютере, даже картинку им не надо придумывать, им и так все показывают. Но то, что происходит в мире, к культурной катастрофе не приведет, - культуролог говорит с каким-то обреченным оптимизмом. - Ведь после Средневековья было Возрождение".

Возрождения мы ждем, коротая время за самым необременительным чтением. Аналитическая служба издательства "Эксмо", опросив в прошлом году покупателей, выяснила, что 61% опрошенных больше всего не хватает "произведений, которые можно прочитать за один вечер", то есть рассказов и повестей. "На то, чтобы полностью погрузиться в книгу и читать ее, скажем, неделю подряд, иногда не хватает времени и сил,-говорит Сергей Власов, 30-летний директор департамента в крупном интернет-холдинге. - А рассказ - он тем и хорош, что прочесть его можно за один раз. Вот мне тут недавно попались рассказы Шукшина-прочитал и подумал: как было бы здорово что-нибудь такого же качества, только про наше время!"

Однако издатели упорно не желают выпускать сборники рассказов - говорят, убыточно. К тому же средневековой апатии к чтению сильно способствует то, что при всем видимом книжном разнообразии многие просто не могут подобрать себе произведение по вкусу. Модой ближайших лет издатели объявили нон-фикшн - документальную литературу. По словам директора издательства "КоЛибри" Сергея Пархоменко, "чтение подобного рода, будучи, по сути дела, развлекательным, создает тем не менее у занятого человека ощущение полезного времяпрепровождения и самообразования". Но, по данным Левада-центра, предложение в этой сфере пока что заметно превосходит спрос: нехудожественную литературу российский читатель недолюбливает. Каким-никаким спросом пользуются только книги о здоровье и пособия по кулинарии, в то время как такие "перспективные" с точки зрения издателей направления, как популярные исследования, мемуары и биографии, готовы читать менее 6% населения. Меньший интерес вызывает разве что поэзия - среди ее поклонников менее 3% активно читающей публики.

Зато они охотно издают (а писатели пишут) романы. Известный интернет-пиарщик Арсен Ревазов писал свое "Одиночество-12" в течение трех лет без всякого расчета на читательский успех: "Один мой приятель отдал рукопись в издательство Ad Marginem, и они позвали меня поговорить. Я тогда думал: если мне предложат стартовый тираж в 5000-вот будет счастье!" При том что жанр никак не назовешь дефицитным, "Одиночество" в рекордные сроки стало российским бестселлером. За два с половиной летних месяца разошлось 20 000 экземпляров, и издатели рассчитывают еще до нового года довести эту цифру до 50 000.

Однако опасность того, что новые форматы вытеснят традиционное чтение, пока сильно преувеличена. По словам Владимира Воробьева, президента издательского дома "Союз", "звучащая книга" может рассматриваться как альтернатива "бумажной" примерно в той же степени, что и поход в театр или кино. "Аудиокнига сегодня стоит в два-три раза дороже традиционной, выходит, как правило, на несколько месяцев позже, средний тираж ее - около 1000 экземпляров, а количество наименований не превышает двух-трех сотен в год. Какое уж тут "вытеснение" обычных книг?!" - говорит Воробьев. То же и с литературой, скачиваемой из Интернета: на самый популярный книжный сайт - библиотеку Максима Мошкова - ежедневно заходит не более 20 000 посетителей, из них три четверти-постоянные. Впрочем, это и не важно - на бумаге прочел человек Достоевского или на экране, считает советник главы "Роспечати" Владимир Григорьев, курирующий книгоиздание. Дело же не в носителе, а в содержании. А о качестве содержания должно заботиться государство, как это происходит в Европе и США, тенденции которых мы в точности повторяем с отставанием в 10-15 лет. Там правительства уже поняли, что людей надо заново учить читать. Германия, например, с 2002 г. тратит на такую программу около EURO4 млн в год, в основном приучая к книгам детей - с помощью государства выпускают новые книжки, открывают кружки чтения, рекламируют авторов. А в США (недавно Сенат выделил на пропаганду чтения почти $25 млн) вводят дополнительные занятия, расширяют списки обязательной литературы на лето и всячески пропагандируют чтение перед сном. Там за последние 10 лет, по данным Национального фонда поддержки искусств, с 61 до 56% снизилось число тех, кто за год прочитывает хотя бы одну книгу. 64% американцев-на 10% больше, чем в начале 90-х - вообще не читают художественную литературу.

Нам тоже пора браться за ум, считает Григорьев. А для этого на "книжные" программы государству следует выложить 300-500 млн руб. - примерно такая сумма, по словам чиновника, будет фигурировать в программе, которую правительство, вероятно, рассмотрит уже к концу года. Ведь 2007-й в России собираются объявить Годом книги. Что-то можно будет позаимствовать и у англичан, которые хоть и не ахти какие читатели, но двигаются в верном направлении, говорит Григорьев: за пропаганду чтения у них отвечают СМИ, которые активно "раскручивают" национальных авторов. "Но самое важное-это тематическая программная политика электронных средств массовой информации,-уточняет чиновник.-Десятки научно-образовательных программ - все для пропаганды чтения как основы интеллектуального состояния нации".

В этом году Европа вроде бы очнулась. Компания PricewaterhouseCoopers, выпустившая исследование "Всемирная индустрия развлечений и СМИ: прогноз на 2005-2009 гг.", предрекает скачок аж на 3,1%-что для последних лет небывалый показатель, - да и то благодаря вышедшей рекордными тиражами новой книге о Гарри Поттере. А пока ни Старый, ни Новый Свет не в силах тягаться с развивающейся Азией, где в книгу просто влюбились - 28% мирового рынка теперь там. Например, в Южной Корее активно читающих-78% населения. Правда, большая часть жителей других азиатских стран неграмотны или плохо умеют читать: их настольные книги пока-буквари да азбуки.

Источник: «Русский Newsweek»