СМИ как сегмент национальной экономики

В совокупности все СМИ какого-либо государства называют «четвертой властью». И этот эпитет в определенной степени не лишен реального смысла. Информационно-идеологическая составляющая их деятельности очевидна.

В то же время очевидно и то обстоятельство, что любая власть прежде всего зиждется на более или менее прочном финансово-экономическом фундаменте, чего, к сожалению, о подавляющем большинстве российских, в том числе и дагестанских, СМИ не скажешь. В этой связи мало кто рассматривал отечественные средства массовой информации в качестве одного из реальных сегментов национальной экономики, поскольку больше говорят об экономике самих СМИ, нежели о том вкладе, который они могли бы внести в экономическое развитие страны.

Речь идет о том, в состоянии ли СМИ содействовать обеспечению экономического роста, покрывая при этом собственные производственные расходы и получая доходы, обеспечивающие высокую оплату труда журналистов и дальнейшую модернизацию своей материально-технической базы? Любой ответ - положительный или отрицательный - лежит в следующей плоскости.

С одной стороны, СМИ, безусловно, являются субъектом экономического процесса, так как производят и продают специфическую продукцию - информацию. Они имеют наемных работников - журналистов. Кроме того, СМИ оказывают и услуги - изготавливают и распространяют рекламу. При этом еще и производят отчисления в бюджет в виде налогов. С другой стороны, СМИ обоснованно представляются как политический институт общества, исполняющий, наряду с информационной, также и пропагандистскую роль.

Чисто экономическая интрига в подобных условиях состоит в том, что объем рекламных услуг прямо пропорционален качеству основного продукта СМИ - информации. Следовательно, чем популярнее СМИ, благодаря объективности, оперативности, конструктивной аналитике публикуемых материалов, тем больше приток рекламы, обеспечивающей финансовую самостоятельность. Типичный рекламодатель предпочитает самую читаемую газету или самую популярную телевизионную программу, причем его интересует не заявленный в реквизитах тираж издания и не дутый рейтинг программы, а реальное число читателей и зрителей.

А реальность такова, что все российские издания, выходящие в свет в регионах, а также на национальных языках на эти правила игры не могут рассчитывать. В условиях Дагестана на свою долю средств рекламного рынка могут претендовать только те СМИ, которые в состоянии обеспечить реальный тираж в объеме не менее 25 тысяч и более экземпляров. Можно ли этого достичь, предмет отдельного разговора.

Согласно данным мониторингового центра «Зенит Оптимедиа», в 2003 году рекламные расходы в России составили всего лишь 0,6% национального валового продукта, что существенно ниже, чем даже в таких странах, как Латвия, Эстония, Болгария, Польша, Чехия и Венгрия.

Специалисты по масс-медиа склонны считать, что подобное незавидное положение российских СМИ проистекает из недоверия к ним со стороны общества, а это означает: отечественные средства массовой информации чрезмерно ангажированы. Рекламодатель не купит газетную площадь или временной отрезок в эфире у ТВ, не пользующихся спросом у потребителя. Совершенно иными цифрами оперируют представители Ассоциации коммуникационных агентств РФ, которые утверждают, что в ближайшее время объем рекламного рынка страны превысит 10 млрд. американских долларов, и это больше, чем во всех восточноевропейских странах вместе взятых.

При этом подчеркивается, что львиная доля рекламных денег приходится на российские сетевые издания, обеспечивающие до 80% годового роста. При таких впечатляющих и в то же время противоречивых общероссийских показателях в Дагестане констатируют ограниченный спрос на СМИ и при этом ссылаются на отсутствие у потребителей достаточных финансовых средств, неудовлетворительную активность в сфере расширения возможностей Интернета и интеграции в мировое информационное пространство. Если последнее замечание в принципе не вызывает возражений, то по первой позиции возникают некоторые вопросы. По статистическим данным в настоящее время доходы населения превышают его расходы.

Например, в первой половине 2005 года увеличение денег на руках составило 8,6%. Согласно предварительной информации, дагестанцы имеют сбережений на сумму более 6 млрд. рублей, почти столько же, как в аналогичном периоде прошлого года. Если эти цифры соответствуют действительности, то дело, как можно полагать, не столько в материальных затруднениях потребителей СМИ, сколько в их избирательности, на что, бесспорно, влияют и некоторые другие факторы, например, проблема постоянного повышения стоимости подписки и распространения печатных изданий, сравнительная дороговизна приемных устройств спутникового вещания и т.д.

Необходимо признать, что только за счет снискания репутации честного издания и постоянной публикации высококачественных материалов СМИ самостоятельно не могут обеспечить ни собственную финансовую и материально-техническую базу, ни стать деятельным посредником, содействующим росту национальной экономики. Следовательно, необходимо обратить внимание на налоговое законодательство в части, касающейся положения СМИ.

Прежде всего, речь идет о налоге на рекламу, который сейчас характеризуют как самую непонятную и запутанную сферу. В настоящее время от налога на рекламу освобождается не более одного процента объема от продажи товаров и услуг. Превышение этой суммы облагается наравне с прибылью производящей компании. Вопрос об отмене налога на рекламу и признание рекламной деятельности производящих компаний в качестве законной деловой процедуры многократно обсуждался в соответствующих государственных органах, однако он не находит устраивающего всех решения.

При благоприятном исходе данной проблемы рекламные потоки укрепили бы финансовое положение СМИ с одной стороны и ускорили бы объемы товарооборота, расширяя тем самым и аналогичные возможности производящих компаний. Еще один вопрос, рациональное решение которого пошло бы на пользу периодическим изданиям, - это пересмотр 40-процентного лимита на размещение рекламы в некоммерческих СМИ. Подобные меры, бесспорно, несколько сузят налогооблагаемую базу, но в то же время они послужат и делу упрочения экономической самостоятельности СМИ, и повышению культуры медиа-бизнеса в российских регионах и Дагестане в частности.

Источник: Республиканское ИА «Дагестан»