"Рынок становится европейским"

Александр Иванов, Директор издательства Ad marginem: "Маленькое издательство не получает значительного оборота, а просто может быстрее выпустить книгу"

У маленьких издательств, как наше, меньше возможностей по рекламной политике, но есть преимущества - они более мобильные, быстрее принимаются решения. Пока угроза со стороны крупных издательств скорее абстрактная, потому что какие-то авторы уходят, какие-то новые приходят. Мы во многом продвинули на рынок Сорокина. До нас он издавался тиражом 3 000 экземпляров, у нас он стал издаваться за сотню, потом его перекупило не очень большое издательство "Захаров". Но Сорокин не является коммерческим автором и поэтому большие монстры типа "ЭКСМО" или "АСТ" его не покупают.

Когда книги издаются совместно, то чаще всего это идея одного издательства, а деньги и распространение другого - это трудно назвать совместным проектом. В этих случаях работа маленького издательства становится работой редакционного отдела большого издательства. Маленькое издательство не получает какого-то значительного оборота, а просто может быстрее выпустить книгу, которую из чистого человеколюбия хочет видеть на рынке.

Игорь Алюков, Главный редактор издательства "Фантом Пресс": "В России нет внятной сети реализации книги" Если книгоизданию и грозит глобализация, то частичная. И связана она не с тем, что у крупных издательств есть средства для выживания, а у малых нет. Ведь в Москве малые издательства успешно конкурируют с крупными. Дело в том, что у больших издательств есть свои торговые сети распространения книги. Это огромное преимущество в условиях России, когда нет внятной сети реализации книги. Независимой сети распространения, независимой прежде всего от других издательств (вроде новосибирской "ТОП-книги", с которой малые издательства связывают, кстати говоря, большие надежды). Понятно, что малым издательствам сложно конкурировать с мощными издательскими домами в битве за "мегабестселлер". Им гораздо проще формировать бестселлер, найти автора, который будет пользоваться спросом. Крупные издательства этим не занимаются, они либо берут готовые иностранные бестселлеры, либо переманивают уже раскрученных российских авторов.

Марина Каменева, Директор книжного магазина "Москва": "Читателю не важно издательство, важно, как издана книга"

Читателю не важно, какое издательство выпустило книгу, важно, как она издана. У нас книга в обложке, хотя она более дешевая, продается хуже, чем в переплете. Это, наверное, для центра Москвы характерно. Конечно, если это покупается не для чтения в метро, а в библиотеку, то обращают внимание на качество бумаги, полиграфию и даже на переводчика.

Более сильные издательства открывают направления и берут в свой издательский портфель ту тему, которой занималось то или иное небольшое издательство. Получаются двойные проекты: портфель более мелкого издательства и финансирование крупного. У них даже на титуле иногда стоит два издательства, например, "Независимая газета" и "Амфора", "Текст" и, если не ошибаюсь, "АСТ".

На каких условиях они договариваются, мне сложно сказать, но для читателя и для книжной торговли это хорошо. Иначе книга могла бы вообще не выйти. Не всегда обладатель авторских прав имеет финансовую возможность реализовать тот или иной проект.

Лариса Веденьева, Исполнительный директор центра маркетинга ТД "Библио-Глобус": "Малые издательства открывают новых авторов"

В последнее время доля крупных издательств в общем объеме рынка увеличивается, средних и малых - сокращается. Как правило, малые издательства открывают новых авторов, гибко реагируют на читательский спрос. Таким издательствам нелегко выживать в современном мире. Мы стараемся всемерно помочь в их нелегкой миссии. Здесь очень важна оперативность - быстро принять заказ, получить товар, реализовать его и тут же заплатить за проданный тираж.

Борис Куприянов, Участник проекта "Фаланстер": "Скоро магазины физически не будут справляться с объемом книжной массы"

В последнее время книги дорожают, тиражи падают и рынок приобретает абсолютно другую форму - европейскую. Если раньше издатель считал, что должен продать книгу за год, тогда она рентабельна, то сейчас наступает другой момент, когда издатель решает: зачем продавать книгу за год, когда можно продать ее за пять лет, но установить цену таким образом, чтобы за первый год получить ту же прибыль, как если бы он продал весь тираж. В принципе это положительные изменения, потому что если говорить о рынке интеллектуальной литературы, то есть не о художественных произведениях, то книги, например, по философии всегда будут представлены. Но, с другой стороны, это влечет за собой удорожание книг. Вы, наверное, обратили внимание, что книги по философии подорожали больше чем в 2 раза за год.

Скоро физически те магазины, которые сейчас работают в России, не будут справляться с объемом книжной массы. Центральные магазины работают таким образом, что покупают книжку, только если она выпущена не больше чем год назад. Как только книжка год продавалась, если она не бестселлер, ее исключают из продаж. И огромное количество прекрасных книг лежит на складах, например, "История безумия в классическую эпоху" (Мишель Фуко) - книжка есть в России, но не продается в крупных магазинах, потому что выпущена 2 или 3 года назад. Такие книги продаются только в маленьких магазинах, на рынках и еще каким-то образом. Рынок сейчас к этим изменениям не готов. Потому что площади магазинов не увеличиваются. Огромный спектр рынка уйдет из крупных магазинов, если в этой области не будет предпринято никаких усилий.

Олег Новиков, Генеральный директор издательства "ЭКСМО": "Лидером продаж по-прежнему является Дарья Донцова"

В настоящее время издательство концентрируется на удержании лидерских позиций в сегменте "Взрослая развлекательная литература", "Детская развлекательная литература". В ближайших планах "ЭКСМО" - серьезное расширение ассортимента, усиление присутствия на рынке деловой, обучающей, образовательной литературы, словарей, справочников. Безоговорочным лидером продаж по-прежнему является Дарья Донцова.

Источник: «Известия»