Московскому медиа-сообществу проект Концепции был представлен в мае этого года. Документ был разработан экспертами Комитета по СМИ города Москвы и предложен на обсуждение отраслевым общественным организациям.
В начале июня Ассоциация распространителей печатной продукции (АРПП), основная общественная организация, представляющая интересы рынка распространения периодической печати в России, и в Москве в частности, выступила с критикой этого документа. Согласно письму Президента АРПП Мартынова Д.В. на имя Председателя Комитета по телекоммуникациям и средствам массовой информации Москвы Щербаченко М.Л. проект Концепции не отражает интересов распространителей. Более того, в АРПП сетуют на то, что в документе прослеживается явный крен в пользу издателей в ущерб интересам распространителей. Соответствующие письма от АРПП были направлены и в издательские организации.
Что же конкретно вызвало возражение распространителей? Мы обратились в АРПП за соответствующими комментариями.
Проект Концепции, на взгляд АРПП, не основывается на экономике рынка СМИ и ее реализация в предложенной редакции может привести к резкому усугублению кризиса отрасли распространения.
Обратимся к тексту Проекта. В частности, к формулировке – «.. Распространители признают за Издателями … право устанавливать и контролировать цену на всех этапах реализации». Казалось бы, всё правильно и в западных странах эта норма работает. Однако устанавливать и контролировать конечную цену согласно Гражданскому кодексу РФ возможно только в том случае, если работает специальный договор комиссии и между субъектами рынка сформированы агентские отношения. Но в этом случае Издатели оплачивают Распространителям основные издержки по распространению (как прямого, так и ремиссионного потока) и гарантируют согласованный уровень рентабельности бизнеса, достаточный для существования и развития. В проекте же Концепции таких обязательств со стороны Издателя не содержится. А при работе по договорам «купли- продажи», преобладающим сегодня в отношениях между Издателями и Распространителями, выполнить данные условия согласно действующему праву невозможно.
Не вызывает принципиальных возражений у распространителей печати и необходимость признать право Издателя на «…оперативную и достоверную информацию о реализации своей продукции…». Но в этом случае речь идёт об услуге, и, следовательно, Издатель должен её оплатить. Иначе это будет выглядеть не как бизнес, а как благотворительность. Объясняется это тем, что для предоставления подобной информации, тем более в оперативном режиме, Распространителю необходимо внедрить сложную и дорогостоящую ИТ-систему. И чем большей прозрачности рынка распространения мы хотим, чем более полная информация нужна Издателю, тем более дорогостоящей оказывается ИТ-система. Авторы же Концепции, как следует из текста, подразумевают, что расходы за сбор, обработку, передачу информации ложатся на Распространителя. Поэтому данное положение Концепции выглядит не рыночным и не экономичным.
Столь же несостоятельным с экономической точки зрения выглядит и тезис, согласно которому «…Издатели признают за Распространителями … право на возврат…». Судя по содержанию анализируемого документа, говорят в АРПП, оплачивать это право должен Распространитель, что противоречит мировой практике и ведёт к дальнейшему обнищанию Распространителя. Ни для кого не секрет, что стоимость обработки ремиссии (возврата) в 3-5 раз больше, чем обработка прямого посыла. Кроме того, инструмент ремиссии, как следует из мировой практики, необходим в первую очередь именно Издателю, так как оптимальный возврат позволяет максимизировать продаваемые тиражи. Поэтому зарубежный Издатель оплачивает ремиссию, что заложено в скидку с конечной цены реализации и оговорено договорами комиссии. В цивилизованных странах данная скидка, например, для оптового звена в несколько раз больше, чем у нас в России.
Кроме того, возражение в Ассоциации распространителей вызвал тот факт, что в рассматриваемом варианте проекта Концепции выделены отдельной статьёй - «Обязанности Распространителя», но ничего не говорится об обязанностях Издателя. В АРПП считают, что наличие подобного пункта можно расценить это прямую дискриминацию распространителей. Подобный подход нарушает классический правовой принцип равноправия и сбалансированности интересов сторон в совместном бизнесе.
Помимо этого, Ассоциация распространителей печати акцентирует внимание медиа-отрасли к имеющимся и не решённым проблемам рынка печатных СМИ. Прежде всего, отмечают в АРПП, в результате неконструктивной политики некоторых издателей страдает экономика в первую очередь национальных дистрибуторов и крупных отповиков-распространителей. На грань минимальной, а порой нулевой рентабельности их бизнеса приводят следующие реалии: Нежелание издателей перейти на работу по договорам комиссии; наличие предоплаты или коротких сроков платежей, что лишает отрасль распространения оборотных денег; отсутствие ремиссии или малый процент ремиссии; отсутствие платы за ремиссию со стороны Издателя; отсутствие единого дня продаж и, как следствие, - «временной демпинг»; отсутствие единой ценовой политики издателей на рынке.
В Ассоциации распространителей убеждены, что нельзя принимать документ, идущий вразрез с экономикой отрасли, а проект Концепции, к сожалению, пока внерыночен. Он не предусматривает радикального решения вышеперечисленных проблем, которые за последние два года не только не решались, а скорее обострились. Дистрибуторы в Ассоциации высказывают надежду, что столичное руководство пересмотрит предложенный вариант Концепции, и учтет интересы распространителей к заседанию Правительства 27 сентября, что послужит положительным примером всей стране в части перестройки и реформирования рынка прессы.
В заключение в Ассоциации отметили, что московский рынок печатных СМИ в целом в настоящее время достаточно развит и сбалансирован, а в ряде моментов ничем не уступает рынкам СМИ в столицах западных стран. Вместе с тем в отдельных вопросах на медиа-рынке наблюдаются диалектические противоречия и кризисные явления. Именно об их разрешении и дальнейшем продвижении вперёд Ассоциация распространителей печатной продукции и проявляет заботу.
Источник: Mediaguide.ru