– Еще учась в Томском институте АСУ и радиоэлектроники, я увлекся написанием миниатюр для студенческого театра, и после окончания института работал на телевидении, а затем и в печатных СМИ, в газетах и журналах различной тематики. Больше всего мне нравилось готовить новостные материалы, фельетоны и интервью. Я люблю журналистику и считаю себя в большей степени журналистом и сценаристом, чем бизнесменом. Когда появилась возможность, я организовал бизнес именно в той области, которая мне была интересна. Сначала мы создали полиграфический кооператив, а затем открыли общенациональную газету «Караван» в Казахстане, которая выходила тиражом 250 тысяч экземпляров на 128 полосах. Издание было очень популярно – если покупатель подходил к киоску и просил дать ему «газету», то продавец сразу понимал, что он имеет в виду «Караван». Доход только от рекламы в этой газете составлял $6-8 млн. в год, что позволило создать медиахолдинг, включавший в себя телевизионный канал и радиостанцию.
Правда, и борьба с местными властями была нешуточной. Когда у нас возник конфликт с мэром Алма-Аты, то нам попросту перерезали провода и обесточили редакцию и типографию. Нам пришлось работать с дизельной станцией и выставленной рядом охраной. Приходилось печатать газету в Новосибирске и обходными путями везти ее в Казахстан, так как нам перекрывали дороги. Был сожжен наш склад бумаги, а наши убытки составили $1 млн., так что власть боролась с нами всерьез. После этого наша команда еще больше закалилась и сплотилась.
– Благодаря чему газета была столь популярна?
– Вопрос некорректен. Почему один футболист – Марадона, а другой – Вася Пупкин? Мы работали, старались сделать газету максимально интересной. «Караван» был предназначен для семейного чтения и освещал самые разные темы, так что каждый член семьи мог найти в газете то, что ему было интересно. Мы дали возможность людям прочитать в одном издании то, что раньше они читали в нескольких.
Мы делали главный акцент на местных новостях и материалах, и это до сих пор является главным аспектом политики нашего издательского дома и залогом его успеха. Именно поэтому тиражи наших изданий выше тиражей столичных газет, имеющих свои региональные выпуски.
– Издания ИД «Провинция» выходят в 38 регионах. Где их еще нет и почему?
– С коммерческой точки зрения в России существует около 60 регионов, в которых нам имеет смысл выпускать издания, т.е. там есть платежеспособное население, спрос на прессу, полиграфическая база, интерес потенциальных рекламодателей. У меня нет политических амбиций, меня интересует только бизнес, так что нам осталось освоить еще 21 интересный именно с этой точки зрения регион.
– Как происходило продвижение изданий в разных регионах?
– Очень по-разному, и далеко не всегда это зависело от уровня доходов населения. Наибольший успех наши издания имели в регионах с консервативной властью, душившей местную прессу. Когда на этом фоне появлялись наши издания, не зависимые от местной власти, олигархов, федерального бюджета и т.д., то они привлекали большое количество читателей. Возможно, нашим журналистам не всегда хватает профессиональной подготовки, но они всегда стремятся честно освещать реальность, и люди это понимают. Когда читатель платит деньги за газету, то он хочет получать правдивую информацию, и именно ее мы стараемся предоставлять.
Помню случай, когда после гибели подводной лодки «Курск» в нашей газете вышли статьи об этом событии с замечанием, что президенту страны следовало бы выехать на место трагедии, то тут же нашлись политтехнологи, которые стали гадать, кто заплатил за этот материал. То, что такую статью можно написать самостоятельно, почему-то никому не пришло в голову.
К сожалению, отечественная пресса действительно стала очень продажной, но в нашем ИД борьба с такими вещами идет самым строгим образом. Я считаю, что публикация заказных статей – это главное преступление для журналиста. Если в нашей газете обнаруживается такой факт, то мы увольняем журналиста, а редактора обязываем оплатить стоимость материала по коммерческим расценкам. В случае отказа редактора также увольняют. Я считаю, что заказные материалы – это, не говоря уже об этической стороне вопроса, просто украденные у меня деньги. Сотрудники наших газет имеют план по острым, злободневным материалам, и они должны его выполнять, иначе издание потеряет доверие читателей.
– У ИД с такой политикой наверняка часто возникали конфликты с властями?
– Да, такие случаи были. Были и судебные разбирательства, но после борьбы с руководством в Казахстане меня сложно запугать угрозами губернаторов. Когда кто-то говорит об отсутствии демократии в России, то я всегда вспоминаю ситуацию Казахстане, где ее уже точно нет. В России сейчас гораздо больше возможностей быть независимым и отстоять свои права, чем в некоторых странах бывшего СССР.
– Каково соотношение доходов издательского дома от рекламы в изданиях и от их продажи? Какова ценовая политика «Провинции»?
– На сегодняшний день около 75% доходов ИД «Провинция» получает от продажи изданий и примерно 25% – от рекламы. А ценовая политика во многом зависит от уровня доходов населения. Мы не можем устанавливать на издания цены европейского уровня, так как люди получают совсем другие зарплаты. Раньше мы были самой читающей страной, но тогда и стоимость печатной продукции была очень небольшой, а сейчас, чтобы покупать прессу, людям надо в чем-то себе отказывать. Так постепенно мы и превратились из читающей страны в смотрящую, отдавая предпочтение телевидению. Если говорить о цене на наши издания, то в среднем по стране она составляет от четырех до восьми рублей.
В целом эта проблема должна решаться на государственном уровне, и начинать ее решение следует с производства бумаги. В первую очередь должны быть созданы нормальные условия для развития бизнеса, и страна, имеющая столько древесины, должна производить более качественную и дешевую бумагу. Львиная доля доходов газеты уходит на покрытие расходов на бумагу, и ее удорожание приводит к повышению цен на печатную продукцию.
– Какая доля ваших тиражей распространяется по подписке?
– Около 20%, и увеличить этот процент довольно сложно, так как постоянное повышение цен на подписку отпугивает читателей. Чем дороже становится товар, тем меньше у него потребителей. Во всем мире почта – это прибыльное предприятие, а у нас руководство почты говорит только о нехватке средств и времени, тем самым просто оправдывая свое неумение работать. Я не верю, что государственная структура будет когда-нибудь работать эффективно. Пока не будет создана реальная конкуренция, ситуация на рынке подписки не изменится.
– На ваш взгляд, на российском медиарынке еще есть свободные ниши для появления новых изданий?
– Я буду говорить в первую очередь о региональном рынке, который я хорошо знаю. Так вот, потребности этого рынка уже практически удовлетворены. Если появляется новое издание, то оно просто переманивает читателей у уже имеющихся, ведь новые читатели не возникают при выпуске очередного журнала или газеты. Для завоевания своей читательской аудитории издание должно превосходить своих конкурентов по содержанию, оформлению и цене, а добиться этого очень сложно. Что касается содержания, то у всех издателей работают одинаковые журналисты, отнюдь не с самой лучшей профессиональной подготовкой. Журналистика как профессия вообще сошла на нет; у нас очень много пиарщиков, но нет журналистов. Дизайнеры, занимающиеся оформлением изданий, в регионах вообще на вес золота, пока это очень редкая профессия. Именно поэтому нам приходится разрабатывать дизайн изданий в столичном офисе и снабжать своими разработками региональные редакции. Выиграть у конкурентов по цене тоже очень сложно, так как издатель платит за бумагу, дистрибуцию, рекламную кампанию и т.д. и не может работать себе в убыток. Во всяком случае, не может делать это долго. Чтобы сейчас выйти на рынок и иметь успех, издатель должен или долго демпинговать, или создать какой-то принципиально новый проект, но за последние годы я не наблюдал никаких революционных прорывов на издательском рынке. Мне кажется, что в регионах есть потребность в газете, которую надо будет не читать, а смотреть. Возможно, такой проект будет успешен.
– У вас не возникало желания издавать газету в Москве?
– У меня уже была столичная газета, которая просуществовала несколько месяцев и была закрыта. Содержание столичной газеты строилось на новостях из регионов, и я считал, что такой контент будет интересен для множества провинциалов и бывших провинциалов, живущих в Москве. Газета оказалась действительно интересной, но на столичной рынок дистрибуции надо выходить с огромными бюджетами. Их отсутствие и привело к закрытию издания.
– В преддверии новой предвыборной кампании журналистам ИД «Провинция» будут даваться какие-то ценные указания из Москвы?
– Нет. Все, что не выходит за рамки Конституции и десяти библейских заповедей, может быть опубликовано в наших изданиях. Все партии могут высказываться на страницах газет ИД «Провинция». Единственное, чего они не могут, так это поливать друг друга грязью. Разумеется, никогда наши газеты не дадут слова фашистским организациям или тем, кто разжигает межнациональную рознь. Читатели должны получать максимум информации о различных партиях и их программах, и мы готовы предоставить им такую возможность. Чем лучше будет развиваться система выборов, тем больше интереса будет проявляться к подобной информации. К сожалению, многие наши соотечественники до сих пор относятся к власти как к царю-батюшке, вместо того чтобы воспринимать руководителей государства просто как нанятых для управления страной менеджеров.
– Каковы ваши планы по развитию ИД «Провинция»?
– В следующем году мы планируем достроить три типографии и запустить три общенациональных проекта. Во-первых, перевести журнал «Виринея» на мелованную бумагу, что позволит ему стать конкурентом журналу «Даша». Во-вторых, планируем изменить содержание и оформление трех наших телегидов и увеличить количество регионов, в которых они выходят. И третий пункт наших планов – это запуск в одном из регионов газеты бесплатных объявлений.
Справка:
Борис Гиллер родился 17 апреля 1956 г. в Туле. В 1978 г. окончил Томский институт АСУ и радиоэлектроники по специальности «инженер-физик». В 1990 г. окончил Всесоюзный государственный институт кинематографии по специальности «сценарист». В период с 1978 по 1988 г. работал журналистом в российских и казахстанских СМИ. В 1991 г. создал в Казахстане АО «Караван», объединившее одноименную газету, телевизионный канал КТК, типографию «Франклин».
Член Союза кинематографистов России, член Союза Журналистов России, вице-президент Гильдии издателей периодической печати (ГИПП) России. В 2001 г. удостоен премии Союза журналистов России «За честный издательский бизнес»; в 2002-м – награжден памятным знаком Московского Бюро по правам человека. В 2005 году стал лауреатом премии «Медиа-Менеджер России – 2005».
ИД «Провинция» был создан в 1994 году, а первой газетой этого издательского дома стал выпущенный в Ярославле «Караван-Рос». На сегодняшний день еженедельники ИД выходят в 39 регионах России общим тиражом свыше 2 млн. экз. Тиражи изданий «Провинции» сертифицированы Национальной тиражной службой России. По оценкам Gallup Media, издания ИД лидируют в своих регионах по популярности среди читателей, общее количество которых превышает 5 млн. человек.
В настоящее время в распоряжении ИД «Провинция» находится пять собственных типографий в Ярославле, Орле, Ростове-на-Дону, Краснодаре и Москве. Столичная типография была открыта совсем недавно, 9 сентября, но руководство ИД «Провинция» уже имеет предварительные договоренности с издателями, планирующими печатать свои газеты именно в этой типографии.
Источник: "Курьер печати"