В данном случае, говоря о свободе слова, люди не имеют в виду политические права, - пояснил "Известиям" научный руководитель РОМИРа Николай Попов. - Они говорят о развлекательном телевидении, поскольку реально политические газеты читают 5% населения. Под свободой россияне понимают то, что СМИ пользуются чрезмерной свободой при размещении материалов с изобилием насилия и эротики.
- В социологии есть такой принцип: "восприятие - это реальность", опросы отражают то, что есть, - считает руководитель исследовательской группы "Меркатор" Дмитрий Орешкин. - Люди смотрят в основном телевизор, и им кажется, что в нем говорят обо всем, они воспринимают свободу слова в широком смысле. Любой вам скажет, что доступ к телеэкрану есть и у Хакамады, и у Немцова, и у Зюганова. И люди правы; другой вопрос, что какие-то вещи подаются как основное блюдо, а другие - как горчица или хрен в качестве Зюганова, который бросает свою ложку дегтя в бочку меда. Власть создает ощущение, что все могут высказываться, но при этом аккуратно отмеряет пропорцию этих высказываний.
Три основные задачи поставили россияне СМИ: информировать их о событиях в стране и мире (этого хотят 64% опрошенных), анализировать эти события (41%) и отстаивать интересы народа (22%). С тем, что журналисты должны ставить своей целью формирование общественного мнения, согласны только 15% респондентов. А на то, что СМИ должны оказывать влияние на власть, надеются и того меньше - 11%.
В то же время подавляющее большинство населения выступает за введение цензуры, прежде всего на телевидении. Хотя доля столь решительно настроенных граждан несколько сократилась за последние два года (на 2%), она по-прежнему остается весьма внушительной - 69% населения. Хотя само понятие цензуры означает для общественного мнения совсем не то, что для журналистов и политиков. Прежде всего россияне настаивают на ограничении показа сцен насилия и жестокости. Почти половина населения страны (45%) выступает за то, чтобы запретить их демонстрацию "в любых формах во всех передачах". Еще четверть опрошенных согласна допустить насилие на экран только в новостных программах и без жестоких натуралистических сцен. Причем наиболее яростными сторонниками появления хоть каких-то моральных запретов на телевидении оказались наименее обеспеченные и малообразованные граждане, что в корне опровергает популярную в медиа-кругах теорию "пипл все схавает".
- Существует угроза злонамеренной фальсификации этих данных, - считает Орешкин. - Люди просто хотят сказать, что не все можно показывать по телевизору, прежде всего насилие, и они правы. Но это вовсе не значит, как утверждают некоторые "держиморды", что народ истосковался по порядку и цензуре и надо составить список, кого из политиков и общественных деятелей можно допускать до телеэфира, а кого нельзя.
Источник: "Известия"