От "галактики Гутенберга" к "галактике Маклюэна"
Иван Засурский, вице-президент холдинга "Рамблер"
Скончавшийся на днях Егор Яковлев был ярким олицетворением того, что газета может быть лидером и двигателем перемен в обществе. Смерть Егора - это конец массовых ежедневных общественно-политических изданий. Этот тип печатных изданий переживает сейчас трудные времена. Трагедия газет состоит в том, что они потеряли молодое поколение. Люди привыкают получать новости через интернет. Этот процесс вполне закономерен, и мне совсем не жаль, что тиражи снижаются.
Во-первых, газеты - это бумага. А бумага - это деревья. Пилить деревья для того, чтобы потом каждый вечер выбрасывать их в урну, - это непозволительная роскошь. Удивительно, что люди наслаждаются этим так долго, хотя им так нужен лес. Россия осталась, наверное, последней страной в мире, где сохранились настоящие большие леса. Газеты уничтожают их. И, до тех пор пока не налажен "рисайклинг" (производство бумаги из бумаги), каждый новый тираж, каждый новый экземпляр газеты рекламных объявлений, которые кучами валяются около почтовых ящиков на первом этаже, - это спиленные деревья.
Во-вторых, я люблю и ценю то, что газеты сделали для человечества. За счет сочетания разных тем и событий на страницах одного номера они создавали ту мозаику идей и ощущений, которые определяли восприятие обществом окружающего мира на протяжении долгих лет. Однако сейчас идет процесс принципиальных изменений в структуре спроса на информацию. Общество становится менее однородным, более сложным, более дифференцированным. Как следствие - пропадает такое существо индустриальной эпохи, как массовый потребитель. Точнее говоря, массовый потребитель перестает быть потребителем газет. Он пока остается лишь в сфере телевидения. Но это совсем другой формат жизни и восприятия. Телевидение в отличие от газет апеллирует не к логике, а к ощущениям. Оно создано ради удовольствия, оно воспринимается осязательно. Это не дискуссия, а шоу, спектакль.
В соответствии с дифференциацией спроса трансформируется и структура печатного рынка. Повышается доля специализированных, "нишевых" изданий. Увеличивается число изданий с "картинками". Все это является признаком того, что человечество перемещается в более связанный информационный ландшафт. И, разумеется, все большую роль в этом ландшафте занимает интернет.
Его главные преимущества - оперативность доступа к информации и интерактивность. Вообще, интерактивность - это тот принцип, который привлекает специализированные аудитории. Разные люди приходят в одно "место", но каждый имеет возможность получить что-то необходимое именно ему. В этом преимущество современных медийных систем и интернет-порталов. Это системы, где каждый из пользователей самостоятельно организует свое личное информационное пространство.
Когда-то Маршалл Маклюэн назвал мир печатной культуры "галактикой Гутенберга". Современный мыслитель Мануэль Кастелс по аналогии охарактеризовал интернет как "галактику Маклюэна". Эта сетевая "галактика" обладает настолько высоким уровнем организации информации, что вполне может претендовать на роль коллективного разума человечества, функционирующего по принципам экономики внимания. Но это уже другая история...
"Газеты - это масс-медиа будущего, а не прошлого!"
Евгений Абов, заместитель генерального директора ЗАО ИД "Проф-Медиа", вице-президент Всемирной газетной ассоциации (WAN)
Многие представления о будущем традиционных газет, бытующие среди поклонников интернета и других новых технологий, слишком часто опираются на стереотипы и предрассудки. Билл Гейтс, насколько мне известно, вообще предсказал полное исчезновение бумажных газет к 2018 году. Казалось бы, это очень плохая новость и для газетчиков, и для полиграфистов, и для производителей печатных машин, и для распространителей, не говоря, конечно, о самих читателях.
Тем не менее есть основания усомниться в таких прогнозах. В многовековой истории СМИ еще не было случая, чтобы появление нового медиа привело к исчезновению какого-либо из традиционных. Так, появление радио не убило индустрию грамзаписи, а ТВ и видеоносители не привели к исчезновению кинотеатров.
Есть ли вообще проблема для обсуждения? Безусловно, есть. В середине 90-х годов газетная отрасль на довольно длительное время вошла в ступор, в который ее вогнало появление интернета. И лишь спустя 7-8 лет газетчики пришли к пониманию, что появление новых медиа не «убивает» газеты, а, наоборот, ведет в буквальном смысле к газетному возрождению. Именно поэтому они с восторгом восприняли появление мобильных технологий передачи контента и связи с читателями и активно подчиняют сугубо газетным задачам уникальные возможности мобильной связи.
Прогнозировать, что появление интернета приведет к исчезновению бумажных СМИ, - огромная ошибка. И новые, и старые медиа-носители вполне уживаются друг с другом на информационном пространстве, хотя очевидно, что появление новых приводит к сокращению доли традиционных СМИ в структуре медиа-потребления. В сутках по-прежнему 24 часа, а число «каналов» получения информации (бумажных, онлайновых, вещательных, мобильных), которые обрушились на среднего потребителя за последние 10-15 лет, увеличилось в сотни раз.
В этом и заключается главный вызов газетам. Их рыночный успех теперь целиком зависит от способности адаптироваться к происходящим изменениям в медиа-потреблении. Это выражается в переходе газет на новые форматы, в более компактной подаче информации, в сокращении текстов и усилению визуальной составляющей газетного контента.
Глобальное преимущество газет в том, что ни одно медиа-издание не обладает такими разветвленными журналистскими ресурсами, как газеты. Ни в одном другом медиа нет столь мощных ньюзрумов (новостных редакций), как у газет. Поэтому у них больше возможностей со временем трансформировать свой продукт в сторону мультиформатной, мультимедийной газеты, которая поступает конечному потребителю в том формате, в каком в данный момент и в данном месте потребителю удобно и комфортно воспринимать газетную информацию.
Совершенно очевидно, что со временем чтение мобильных и онлайновых новостей станет более распространенным, чем чтение бумаги. Но печатные СМИ не исчезнут. Просто со временем бумага перестанет быть доминирующей формой. Уже через 10-12 лет появится электронная бумага, способная впитывать в десятки раз больше информации. Да и сама журналистика будет сильно отличаться от того, к чему мы привыкли сегодня. Будет меньше текстов и больше видео, инфографики...
Вывод таков: газеты - это масс-медиа будущего, а не прошлого!
Источник: "Известия"