По данным полиграфического комплекса "Пушкинская площадь", с 1 октября финские производители поднимают цену на 2-4% в зависимости от типа бумаги. "Это не последнее подорожание в этом году,-- полагает первый заместитель генерального директора "Пушкинской площади" Андрей Сулейков,-- с 1 января мы ожидаем нового повышения цен на финскую бумагу: сейчас неофициально заявлено о планах финских производителей UPM, Stora Enso, M Real повысить цены на 5% начиная с 1 января 2006 года. При этом говорится о фиксировании цены только на полгода, то есть теоретически январское повышение может быть не последним в 2006 году". В компаниях UPM, Stora Enso, M Real отказались комментировать свою ценовую политику.
Финские производители бумаги являются основными поставщиками для России, в которой мелованная бумага не производится. По оценкам экспертов, ежегодно в Россию импортируется 100 тыс. тонн журнальной бумаги стоимостью более $80 млн -- 80-85% из них ввозится из Финляндии. "Только из Финляндии мы можем доставлять бумагу по железной дороге, из любой другой страны-производителя -- автотранспортом,-- говорит вице-президент УК "Промсвязькапитал" (управляет типографией "Медиа-пресса") Марина Переверзева.-- Разница в стоимости доставки различается более чем в два раза". Поэтому у российских типографий нет дополнительного аргумента в разговоре с финскими производителями бумаги: "Для большинства крупных европейских типографий цены на финскую бумагу в 2006 году останутся неизменными,-- утверждает господин Сулейков.-- Они пригрозили финнам, что перейдут к другим поставщикам, и настояли на своих ценах. Мы же так и будем вынуждены идти на поводу у поставщиков, если не консолидируется вся отрасль".
Для российской полиграфии ситуация усугубляется высокими таможенными пошлинами на ввозимую бумагу, в то время как готовые журналы ввозятся беспошлинно и облагаются льготным НДС: СМИ расцениваются как социально значимая продукция, а бумага в льготные категории товаров не входит. Поэтому российским издателям дешевле печатать журналы в зарубежных типографиях (в первую очередь -- в финских). Однако в последнее время наметилась тенденция их возвращения на появляющиеся российские мощности -- если два года назад в России печаталось не более 20% всей продаваемой в ней журнальной продукции, то сегодня, по оценкам директора по маркетингу типографии "Алмаз-пресс" Максима Рачкова, уже 50%, на сумму около $200 млн в год.
В надежде на возврат издателей из-за границы в последние два года российские типографии ввели в эксплуатацию большое количество мощностей для журнальной печати. Новые площадки открыли типографии "Алмаз-пресс", "Пушкинская площадь", АСТ, "Экстра-М", "Полстар", "МДМ-Печать" (Санкт- Петербург) и др. Общий объем инвестиций в журнальную полиграфию составил более $100 млн. Сегодня эти мощности заполнены, по мнению Максима Рачкова, всего на 60%.
Теперь, как полагают эксперты, из-за подорожания бумаги издатели будут медленнее возвращаться на российские мощности. "Смысл печати журналов в России состоит в более упрощенной логистике и возможности делать гибкие издательские графики,-- отмечает директор по развитию ИД ITC Publishing Олег Овчинников.-- Вопрос в том, сколько мы готовы за это платить. Сейчас разница в цене между нашими и финским типографиями составляет 10-15%. Но если она вырастет, то нам уже это будет невыгодно".
Впрочем, некоторые участники рынка полагают, что даже если из-за удорожания бумаги возвращение издателей в отечественные типографии замедлится, общую тенденцию это не изменит. "Удорожание бумаги идет во всем мире -- может быть, не синхронно с Россией, но идет,-- говорит Максим Рачков из "Алмаз-пресс".-- И решающим фактором для российских издателей будут сроки и качество печати, а не стоимость бумаги -- она в большой степени зависит от отношений поставщика с конкретными типографией и издателем".
Источник: "Коммерсантъ"