С основным докладом выступил Михаил Щербаченко, председатель Комитета по телекоммуникациям и средствам массовой информации города Москвы.
Он заявил, что в городе сформирована и действует система розничного распространения периодической печати. Более 5000 торговых точек ежедневно реализуют около 600 тысяч газет и журналов. В этой отраслевой нише функционируют киоски, лотки, остановочно-торговые модули, индивидуальные продавцы печатных изданий, секции в торговых центрах и супермаркетах.
В Москве одна точка продажи периодической печати приходится примерно на 2 тысячи жителей, сообщил он, однако существующая система распространения печатной продукции в городе несовершенна. Как показывает практика, по словам председателя комитета, в разных районах Москвы зачастую одно и то же издание продается по разной цене. Чтобы запустить в розницу газету или журнал, издатель должен заплатить распространителю за доступ в розничную сеть. Чтобы открыть киоск печати, нужно обойти 32 инстанции и в итоге потратить на согласования от 1 года до 2 лет.
«То, что нужно обществу и его гражданам, то, что нужно государству в лице системы городского управления, сегодня оказывается наименее выгодным продавцу периодической печати», - заявил М.Щербаченко. Так, по его словам, продавец периодической печати отдает предпочтение изданиям, которые проще продать, быстрее и доходнее реализовать, поэтому социально значимая периодика заведомо проигрывает перед развлекательной, «желтой» прессой. В результате этого складывается парадоксальная ситуация на рынке: емкость рынка растет, объем рекламных поступлений растет, а тиражи изданий падают или замораживаются, констатировал М.Щербаченко.
Докладчик подчеркнул, что власть способна изменить ситуацию таким образом, чтобы найти баланс интересов бизнеса и основной части городского населения. Именно такие меры, по мнению М.Щербаченко, и содержит обсуждаемая Концепция реформирования и развития рынка распространения печатных СМИ в городе Москве, а также соответствующий проект постановления.
Как считает председатель Комитета по телекоммуникациям и средствам массовой информации города Москвы, на данном этапе необходимо законодательно закрепить систему дислокации торговых точек, продающих периодическую печать. В дальнейшем, по его словам, на этой базе можно было бы развивать и унифицировать сеть реализации прессы. «Это не ограничивает конкуренцию за право работать в той или иной точке продажи, наоборот, претендующие на это распространители должны будут непременно пройти через конкурс», - заявил он. Если же выигравшие в конкурсе допустят нарушения при работе, то их места смогут занять другие предприниматели. Главное, по его мнению, чтобы места распространения периодической печати были четко закреплены и была исключена возможность их перепрофлирования. Как сообщил докладчик, планируется сделать так, чтобы на 1 тысячу жителей приходилось 10 кв. м торговых площадей, реализующих печатную продукцию.
Завершая свой доклад, М.Щербаченко подчеркнул, что пока Концепция реформирования и развития рынка распространения печатных СМИ в г.Москве, предложенная профессиональными организациями издателей и распространителей периодической печати, – лишь «декларация намерений». Однако, в случае одобрения ее правительством Москвы, документ станет формой соглашения между рынком и властью, в результате чего наступит ответственность не только субъектов рынка друг перед другом, но и перед властью. М.Щербаченко отметил, что предлагаемая концепция не требует дополнительных ассигнований из бюджета, а речь идет лишь о системе административно-организационных мер, в которых нуждается рынок распространения печатной прессы в г. Москве.
С содокладом по данному вопросу выступила Валентина Варфоломеева, заместитель руководителя Департамента потребительского рынка и услуг города Москвы. По ее словам, сегодня существующее число объектов реализации печатной продукции явно недостаточно, неравнозначна и география размещения таких объектов по округам и районам. В.Варфоломеева сообщила, что 60% торговых точек распространения периодической печати сосредоточены внутри метрополитена и 25-ти метровой прилегающей к метро зоне, 35% - на главных магистралях и центральных улицах, около 5% - в жилых микрорайонах. На ближайший период, заявила она, уже разработан конкретный план развития торговой сети печатной продукции, префектурами подобрано 360 участков для размещения киосков, 300 мест определено в остановочно-торговых модулях. Кроме того, перепрофилированию в торговые точки распространения печатной продукции подлежат 72 павильона, размещенные над выходами из переходов. В планах развития сети предприятий "шаговой доступности" также намечено размещений специализированных магазинов печатной продукции, минимаркетов прессы.
Таким образом, подчеркнула В.Варфоломеева, необходимо переходить от стихийной торговли печатной продукции к цивилизованной системе распространения периодической печати в городе. «Предприниматель должен иметь возможность выбрать из 20-30 вариантов то, что его устраивает по площади, по цене, и уже в рабочем режиме согласовать дизайн, цветовую гамму с архитекторами по месту расположения объекта в сочетании с особенностями и ландшафтными требованиями данной территории», - сказала она.
По мнению содокладчика, необходимо продумать и ассортимент товаров, реализуемых в таких точках торговли. В частности, ассортимент сопутствующих товаров не должен идти вразрез с основным перечнем товаров. Кроме того, по мнению В.Варфоломеевой, отдельное внимание необходимо уделить подготовке кадров для системы распространения периодической печати в городе Москве.
После того, как были заслушаны докладчики, состоялась бурная дискуссия. Члены правительства Москвы отмечали, что предлагаемая концепция не сможет в полной мере способствовать совершенствованию существующей системы распространения периодической печати в городе Москве. В частности, она не сможет изменить ассортимент продаваемой продукции в сторону увеличения количества социально значимых изданий наряду с сокращением объема развлекательной, «желтой прессы». Так, министр правительства Москвы, руководитель Департамента поддержки и развития малого предпринимательства г.Москвы М.Вышегородцев задал вопрос М.Щербаченко о том, произойдет ли в результате принятия правительством Москвы предлагаемой концепции появление таких значимых для жителей и предпринимателей СМИ, как газета «Деловая Москва», «Бизнес для всех» при одновременном сокращением количества развлекательных печатных изданий. Отвечая на вопрос, докладчик заявил, что этот механизм планируется реализовать в рамках конкурса, то есть город выберет тех распространителей, кто предложит городу выгодные условия продажи периодической печати, соответствующий ассортимент.
В ходе обсуждения было высказано предложение об обременении победителей конкурсов распространением социально значимой прессы. Также было высказано опасение о том, что город не сможет найти соответствующие территории для распространения печатной продукции согласно предложенной концепции. Кроме того, по мнению отдельных членов правительства, может произойти перенасыщение рынка печатной продукцией. Итоги заседания подвел мэр Москвы Юрий Лужков, заявив, что концепцию необходимо одобрить и начать работу по ее реализации. Существующая система распространения периодической печати в городе, по его мнению, является саморегулируемой. «Нам важно не останавливать процесс, а дать ему состояться в том объеме, в котором решается задача приобретения москвичами печатной продукции. Для издателей появляется возможность ее реализовать в полном объеме, до минимума снижается число согласований на установку объекта реализации печатной продукции, ограничивается ассортимент точек распространения печатных СМИ», - заявил Ю.Лужков. По его словам, рассматриваемые постановление и концепция в полной мере способствуют решению этих задач. Мэр Москвы заявил членам правительства: «Я подпишу постановление без учета всех ваших замечаний».
По итогам заседания постановление и концепция были одобрены. Департаменту поддержки и развития малого предпринимательства г.Москвы дано поручение дополнить текст концепции пунктом о снижении числа согласований при открытии и установке объекта реализации печатной продукции до минимума, а также формировании системы «одного окна» в этом отношении.
Источник: ИА «Альянс Медиа»