Комитет по телекоммуникациям и СМИ Москвы разработал концепцию реформирования и развития рынка распространения печатной продукции еще в мае 2005 года. Инициаторами создания концепции выступила Гильдия издателей и распространителей прессы (ГИПП). "Мы предложили эту концепцию, понимая, что нельзя сразу же примирить всех - и издателей, и распространителей. Но надо было с чего-то начинать",- рассказывает президент ГИПП Леонид Макарон.
Впрочем, в первой редакции совместить интересы издателей и распространителей все-таки не удалось: первым документ понравился, вторые сочли, что он разрушит рынок.
В частности, распространителей категорически не устроило то, что издатели попытались получить право самостоятельно устанавливать и контролировать цены на газеты и журналы, а также требовать от дистрибуторов возврата непроданных тиражей. В августе Ассоциация распространителей печатной продукции (АРПП) направила в комитет по телекоммуникациям и СМИ Москвы письмо, в котором указала, что распространители "не считают возможным поддержать предложенный вариант концепции" ("Бизнес" писал об этом 16 августа). В письме распространителей отмечалось, что стоимость обработки возврата тиражей в три-пять раз больше, чем обработка "прямого посыла", и указывалось, что, например, зарубежные издатели возврат оплачивают сами.
Вчера правительство Москвы наконец приняло концепцию. Итоговый вариант предусматривает существенное увеличение количества точек по продаже прессы: при строительстве новых районов на каждую тысячу жителей должно приходиться по 10 кв. м.
площадей для распространения периодики. Размещать их будут и в магазинах "шаговой доступности", а всем магазинам площадью более 300 кв. м рекомендовано включать прессу в ассортимент.
Кроме того, концепция предусматривает законодательно закрепить системудислокации торговых точек, продающих периодическую печать. "Сейчас все точки имеют двух- или трехгодичное временное ограничение, то есть распространитель получает на нее лицензию. А если место будет закреплено, а сроки лицензии продлены, распространителям это будет выгодно",- говорит глава издательского дома "Московский комсомолец" Павел Гусев.
Все не устраивавшие распространителей пункты из концепции исчезли. "Концепция в ее нынешнем виде - большой шаг вперед. Первоначальный вариант был ущербным и односторонним, но сейчас нам пошли навстречу, и правительство Москвы приняло сбалансированный проект",- радуется председатель правления АРПП Александр Оськин. Довольны и издатели. "Концепция меня полностью устраивает. С распространителями мы много встречались, договаривались, вносили поправки",- говорит Павел Гусев.
Единственным спорным пунктом между издателями и распространителями стало обязательное присутствие в ассортименте торговых точек изданий социальной направленности. "Во многих киосках на первое место сейчас выходят издания, которые просто больше заплатили за место, а теперь баланс можно будет соблюдать",- радуется Гусев.
А по мнению гендиректора "Метрополитеновца" Михаила Литвинова, этот пункт концепции нуждается в дополнительном обсуждении. "Я буду продавать что угодно, если это будет дотироваться. Мы и сейчас продаем низкобюджетные издания, учредителями которых является правительство Москвы, но это неприбыльно",- говорит Литвинов.
Впрочем, по словам Литвинова, распространителей больше волнует вопрос распространения прессы в 25-метровой зоне от метро, который в концепции не затронут вовсе (напомним, с 1 октября 2004 года московское правительство запретило торговлю прессой в метро и в радиусе 25-метров от станций). "Если бы не отменили торговлю в 25-метровой зоне, все было бы нормально.
Поэтому сейчас важнее всего, как будет решен именно этот вопрос,- места-то свободны",- говорит Литвинов
ИСТОРИЯ РЕФОРМИРОВАНИЯ РЫНКА
С 1 октября 2004 года московское правительство запретило торговлю прессой в метро и 25-метровой зоне от станций. Подписанию документа предшествовали жалобы участников рынка, так что столичные власти одновременно с запретом на торговлю в метро разрешили установить в нем сеть специализированных киосков, а право их установки выставили на тендер, который должен был состояться до конца февраля.
О своих претензиях на право заниматься подземной торговлей заявило некоммерческое партнерство «Издательская инициатива», созданное сразу же после запрета на торговлю. НП объединило девять крупных издательских домов, среди которых «Проф-медиа», «Пронто-Москва», HFS, «Эгмонт Россия», «Эдипресс-Конлига», Independent Media, «За рулем», «Коммерсантъ». О желании заниматься подземной торговлей самостоятельно заявили в январе ИД «Пушкинская площадь» и ИД «Московский комсомолец», гендиректор которого Павел Гусев создал Союз московских издателей. «Пушкинская площадь» установила в метро более 500 автоматов, а тендер на установку киосков в 25-метровой зоне так и не был проведен.
Источник: газета "Бизнес"