Поводом для вмешательства городских властей в разгоревшийся конфликт между издателями и распространителями стало окончательное поражение в этой войне общественно-политических изданий.
Вчера зал заседаний правительства Москвы был заполнен руководителями центральных газет. Солировал главный редактор «Московского комсомольца» Павел Гусев – поднявшись на трибуну, он пояснил, что если раньше расходы на распространение нес дистрибьютор, получая прибыль от разницы между оптовой и розничной ценой, то теперь крупные финансовые корпорации, скупившие сети торговых точек, пытаются переложить эти расходы на издателей. Издательство буквально должно выкупать место для своей продукции на лотках крупных торговых сетей.
Г-на Гусева подрежали представители других изданий, возмущенные тем, что за внесение нового наименования в торговую сеть необходимо заплатить до 30 тыс. долл. Например, за один журнал, выложенный на лотках одной из сетей автозаправочных станций, необходимо платить до 90 долл., а непомерные аппетиты владельцев отдельных сетевых супермаркетов заставили издателей вообще отказаться от торговли в них печатной продукцией. По словам газетчиков, платить такие деньги могут только глянцевые журналы, на 90% состоящие из рекламы. Газеты же , в которых количество рекламы по закону не должно превышать 40%, конкурировать с ними просто не в состоянии. В результате складывается парадоксальная ситуация – объем рынка растет, а тиражи печатных СМИ падают.
Правда, издатели вынуждены были признать, что немалую роль в снижении тиражей московских газет и росте цен на печатную продукцию сыграла и кампания по антитеррористической борьбе у входов в метро, обернувшаяся изгнанием с привычных точек у вестибюлей разносчиков «ручников» и палаток с прессой. Кроме того, значительная часть торгующих газетами киосков была перепрофилирована владельцами с малорентабельной торговли газетами на пиво, сигареты и продукты питания. Открыть же новый киоск даже для пула издателей оказывается сложнее и дороже, чем договариваться с владельцами уже существующих сетей. По данным Павла Гусева, чтобы поставить одну палатку, необходимо собрать 24 подписи в различных согласующих организациях и заплатить минимум 100 тыс. руб., не считая стоимости самого киоска, и еще около 6 тыс. долл. На взятки. «Кто контролирует киоски, тот контролирует и общественное мнение», - прямо напомнил мэру Лужкову г-н Гусев.
Градоначальник счел за лучшее согласиться с мнением издателей. В результате на свет появилось постановление «Об основных направлениях развития системы распространения периодической печати в городе Москве». Кроме утверждения принципов цивилизованных взаимоотношений издателей с распространителями документ обязывает чиновников всех уровней позаботиться о том, чтобы на тысячу москвичей приходилось не менее одного киоска с печатной продукцией. По мнению экспертов, для этого потребуется увеличить нынешнее количество киосков почти вдвое. Создаваемые сети предполагается выставить на конкурс, а сами киоски защитить от перепрофилирования, ограничив их ассортимент лишь печатной продукцией и сувенирами.
Несмотря на реплики префектов, возражающих против упрощенной разрешительной процедуры установки киосков с прессой, Юрий Лужков постановление поддержал. «Я его подпишу! Подпишу без учета всех согласований!» - мэр стукнул кулаком по столу, и протесты стихли. «Ни один издатель не будет ставить киоски там, где его продукция не будет продаваться, - это саморегулирующая система», - заявил градоначальник префектам и поручил не только сократить количество согласований, необходимых для открытия киоска, но и свести их в «одно окно». «Кроме того, надо рекомендовать супермаркетам брать на реализацию печатную продукцию», - намекнул строптивым г-н Лужков, напомнив, что сетевые магазины во многом зависят от города. «Это в интересах москвичей», - закончил мэр, но его слова потонули в овации, которую устроили главные редакторы.
Источник: "Время новостей"