Вчера правительство Москвы одобрило концепцию реформирования рынка распространения печатных СМИ в Москве и проект постановления "Об основных направлениях развития системы распространения периодической печати в городе Москве". В течение двух недель мэр должен подписать постановление и одобрить концепцию. Оба документа принципиальны для рынка печатных СМИ - они предлагают издателям и распространителям единые правила игры, о которых и тем и другим не удается договориться уже несколько лет. Правда, в обоих документах не описаны механизмы контроля за действиями участников рынка.
Участники рынка печатных СМИ отмечают два принципиальных момента в одобренных вчера документах. Согласно проекту постановления "Об основных направлениях...", московские власти должны разработать перспективный план развития сети распространения СМИ, исходя из норматива 10 кв. м торговой площади (по сути, один киоск) на 1 тыс. жителей. Это означает, что количество торговых точек должно вырасти более чем вдвое. Кроме того, городским предприятиям торговли, площадь которых больше 300 кв. м, будет рекомендовано включать в свой ассортимент периодические издания. Наконец, проект постановления разрешает размещение киосков с прессой в 25-метровой зоне вокруг станций метро. "Если этот план будет реализован в полной мере, мы приблизимся к европейским нормам по количеству торгующих периодикой точек на душу населения",- говорит председатель правления Ассоциации распространителей печатной продукции Александр Оськин. По оценкам участников рынка периодики, его розничный оборот в этом случае может увеличиться с $400 млн до более чем $800 млн в год.
В увеличении количества точек, торгующих прессой, заинтересованы как распространители, так и издатели. Однако последние отмечают, что механического расширения торговых площадей недостаточно. "Важно не просто сделать точки больше и увеличить их количество,- считает генеральный директор ИД "Ашет Филипаки Шкулев" Виктор Шкулев.- Главное, чтобы эта система работала эффективно, а для этого нужно, чтобы в ней соблюдались единые внутриотраслевые правила".
Эти правила описаны в прилагаемой к постановлению "Концепции реформирования и развития рынка распространения печатных средств массовой информации в городе Москве". Концепция, разработанная Московским комитетом по телекоммуникациям и СМИ, регулирует отношения между издателями и распространителями - в ней подробно расписаны их права и обязанности (см. справку). На введении подобных правил в течение последних лет настаивали издатели (см. Ъ от 20 апреля). Однако теперь они отмечают, что правительство Москвы не предложило механизма контроля за соблюдением отраслевых норм. Столичные чиновники в целом с этим согласны. По их словам, контроль за соблюдением правил - вопрос саморегулирования рынка. Технически же контролировать действия распространителей можно только при распределении мест под торговые точки. "Согласие работать по прописанным в концепции правилам будет преимуществом при получении инвестором мест под киоски с прессой, а также для пролонгации действующих договоров",- рассказал Ъ руководитель отдела систем распространения периодики комитета по СМИ правительства Москвы Сергей Лобанов.
Сами распространители отмечают, что готовы соблюдать прописанные в концепции правила, если только они не будут затрагивать их экономических интересов. "Например, мы не против фиксированной цены на издания,- говорит Александр Оськин,- но если издатель хочет контролировать цену и тираж, он должен оплачивать услуги распространителя. Отказываться от своей прибыли распространитель не может. С помощью плетки решить такие вопросы нельзя".
Источник: «Коммерсантъ»