М.Саленков: В обсуждении проблем независимости российской прессы принимали участие российские и зарубежные издатели, главные редакторы газет, политики и правозащитники. Среди них – секретарь Российского союза журналистов Михаил Федотов, которого по окончании заседания я спросил, как он оценивает само название круглого стола – «Россия на пути к независимой прессе».
М.Федотов: Россия давно уже встала на путь к независимой прессе, встала она на этот путь в конце 80-х годов прошлого века, но путь этот пока еще далек от своей конечной точки. Более того, Россия движется по этому пути большими зигзагами.
М.Саленков: А как участники круглого стола эту независимость себе представляют? Что это - независимость от государства, от собственника, от читателя?
М.Федотов: Независимость прессы обеспечивается в первую очередь редакционной независимостью. Даже государственная газета, если у нее имеется редакционная независимость, может быть независимой газетой. Вот пример "Российской газеты" в этом как раз убеждает. Но мы прекрасно понимаем, что сегодня эта газета независима, а завтра на них прикрикнули, завтра сменился главный редактор - и она стала зависимой. Принципиально важно, чтобы независимость средств массовой информации имела очень серьезные гарантии, и экономические, и политические, и правовые.
М.Саленков: В обсуждении вот этого вопроса - как Россия двигается по пути к независимой прессе - принимали участие, в том числе, и представители зарубежных стран. Вам что-то запомнилось ярче всего из их высказываний? Что-то их удивляет в опыте России?
М.Федотов: Их многое удивляет в опыте России. Они не понимают, почему мы думаем, что те проблемы, с которыми мы сталкиваемся в России, являются уникальными. Потому что во многих странах есть ситуация наступления властей на свободу массовой информации, во многих странах есть проблемы с доступом журналистов к информации, проблемы с защитой источника журналистской информации. Поэтому наши зарубежные коллеги все время подчеркивали, что "вы болеете теми же болезнями, которыми болеет и зарубежная пресса". Но скажу вам честно, что если мы и болеем теми же болезнями, то у нас они проходят в более тяжелой форме.
М.Саленков: Можно в процентном соотношении представить себе российские средства массовой информации, российскую прессу - сколько действительно независимых?
М.Федотов: Я думаю, что независимых средств массовой информации в России сегодня очень и очень мало. Есть несколько государственных средств массовой информации, которые могут себе позволить, вернее им позволено вести в достаточной степени независимую редакционную политику. Но таких средств массовой информации буквально единицы. Есть средства массовой информации частные, которые также могут себе позволить или им позволяют их владельцы вести независимую редакционную политику. Именно поэтому нам необходимо усиливать правовые гарантии независимости редакционной политики.
М.Саленков: Обсуждалась на заседании круглого стола и тема доверия россиян к средствам массовой информации страны. Вице-президент Всемирной Газетной ассоциации Евгений Абов, так же участвовавший в обсуждении, приводит известные ему данные социологических опросов среди населения.
Е.Абов: Я знаю, что в принципе средствам массовой информации сегодня доверяют порядка 9 процентов населения, если я не ошибаюсь. И по этому показателю, по этому рейтингу доверия СМИ средства массовой информации сегодня стоят на том же уровне примерно, что правительство и армия. Самый высший показатель - это доверие президенту страны, ему доверяет больше половины население в стране. То есть ни граждане, ни власть больше к прессе не прислушиваются. То есть не происходит того, что было в годы перестройки, вторая половина 80-х и начало 90-х, когда как только у населения появился доступ к независимой, не цензурируемой государственными структурами, независимой информации, то доверие, которое было таким образом проявлено прессе, моментально вылилось в гигантские тиражи газет и гигантский прирост аудитории. Я в данном случае уже рассуждаю как издатель, потому что самое главное для издателя - это увеличивать тиражи и увеличивать свою аудиторию. Это были года, когда возможность доступа к информации была абсолютно свободна. Сейчас это происходит, кстати, на Украине.
М.Саленков: Столь низкий уровень доверия российской прессе со стороны населения – 9 процентов - не удивляет президента Фонда защиты гласности Алексея Симонова. По его словам, в последние годы российские СМИ по пути к независимой прессе движутся в обратном направлении.
А.Симонов: Да, это соответствует моим представлениям. Если вспомнить, что в 1991 году прессе доверяло до 80-85 процентов населения, то это и есть тот путь к независимости, который прошла наша пресса. На мой взгляд, пресса в России уже потеряла независимость, и если она двигается к независимой прессе, то, видимо, все удаляясь и удаляясь от того места, в котором эта независимость расположена.
М.Саленков: Вице-президент Всемирной Газетной ассоциации Евгений Абов выделил одну из главных причин столь низкого доверия со стороны россиян к СМИ.
Е.Абов: То, что сегодняшняя пресса так или иначе отражает точку зрения каких-то отдельных структур и отдельных бизнесов, - это и есть тот фактор, который ведет к падению интереса к этой прессе. Потому что миссия прессы - удовлетворять конституционное право граждан на получение полной, независимой и достоверной информации. Если пресса не соответствует этой миссии, если она дает одностороннюю информацию, однобокую информацию (а, кстати, именно так происходило в том самом государстве, которое, как мы думали, это мы), то тиражи эти газет стремительно идут вниз.
И Россия сегодня по уровню проникновения газет находится на одном из предпоследних мест мира. Мы блистательно обогнали Монголию по уровню проникновения газет, за нами Уганда, впереди - весь остальной мир. По уровню проникновения газет на тысячу взрослого населения страны. Средний тираж наших газет в среднем - это примерно 7 тысяч экземпляров на одну газету. Это если взять то количество газет, которое сейчас реально издается в стране, поделить его на тиражи, то получается 7 тысяч экземпляров. О каком влиянии или о каком доверии населения к прессе здесь можно говорить?
М.Саленков: Еще один участник круглого стола на тему «Россия на пути к независимой прессе» Юрий Пургин, генеральный директор издательского дома «Алтай-пресс» из Барнаула, предлагает такой выход из положения.
Ю.Пургин: Мне кажется, что здесь очень важно, чтобы общественная пресса стала видом некого бизнеса все-таки и чтобы ее воспринимали как бизнес. Потому что когда пресса воспринимается как бизнес, первое - ответственность перед читателем возникает, дальше возникает тема доверия. А когда ты отвечаешь перед собственником одним, олигархом, у которого есть другой вид бизнеса, то там один хозяин и один читатель главный. Надо поменять фокус, чтобы читатель был другой, чтобы он был массовый. Когда у вас есть массовый читатель, тогда вы делаете честную газету.
М.Саленков: Таковы результаты обсуждения проблем российских средств массовой информации за круглым столом, который организаторы назвали «Россия на пути к независимой прессе».
Источник: Радио «Свобода»