Мэрия Москвы об ассортименте СМИ

Как уже сообщали "Известия" (28.09.05), в ближайшее время столичный мэр Юрий Лужков подпишет постановление правительства "Об основных направлениях развития системы распространения периодической печати в Москве".

Понятно, что любые альянсы первой и четвертой властей - вопрос сугубо политический. Какую помощь хотят получить от города издатели и распространители, что ждет в ответ на эти услуги город и какую прессу в итоге будут читать москвичи, обозреватель "Известий" Виктория Волошина попыталась выяснить у главы столичного комитета по телекоммуникациям и СМИ Михаила Щербаченко.

известия: Вы предлагаете, во-первых, значительно увеличить в городе число точек, торгующих прессой, и, во-вторых, обязать распространителей поддерживать в них ассортимент "социально значимых" изданий. Что это за издания?

Михаил Шербаченко: Для начала скажу, что распространение печати - не сверхдоходный бизнес. Сегодня распространители испытывают прессинг со стороны куда более прибыльных предприятий. И как следствие - со стороны ряда районных властей. Поэтому для нас было важным утвердить существующую дислокацию точек по продаже прессы. Сегодня на территории города Москвы около 3000 киосков по конкретным адресам торгуют печатью. Как только мэр подпишет документ, их нельзя будет перепрофилировать ни под продажу шаурмы, ни под пивной или овощной ларек. Там будут продавать только газеты и журналы. Второй шаг - расширение географии распространения печати, чтобы прессу можно было купить не только в центре, у станций метро или на оживленных магистралях, но и на окраинах. За три месяца префекты округов вместе с нашим комитетом и департаментом потребительского рынка и услуг должны оценить, сколько киосков должно быть на той или иной территории, и вместе с Москомархитектурой "привязать" их к адресам. Параллельно будем готовить условия конкурсов на право получения этих точек. Причем пакетом - часть в выгодных распространителю местах, часть - в менее выгодных, но нужных городу. Все будет прозрачно, и никто не сможет сказать, что мэрия взяла и отдала кому-то сеть "по блату".

известия: Например, "Союзу столичных издателей"? Как известно, город имеет 26% акций в этом недавно созданном ОАО?

Щербаченко: Да. Кстати, сами столичные издатели -это 13 крупных издательских домов. Но если другой претендент, где город не имеет своей доли, сделает более выгодное для города предложение, никто ему не помешает выиграть лот. При условии, что он обязуется выполнять все конкурсные условия.

известия: В конкурсные условия будет включен и пункт о "нужном" мэрии ассортименте?

Щербаченко: Мэрия заинтересована в том, в чем заинтересован массовый читатель, - в сбалансированном ассортименте на прилавке. А вы считаете, что этот пункт не нужен общеполитическим, детским и научно-популярным изданиям? Они ведь сегодня заведомо проигрывают развлекательной и так называемой "желтой" прессе, не говоря уж о глянцевых изданиях. Покупатель одного экземпляра гламурного журнала приносит распространителю доход, равный выручке от продажи десятка газет. А издатели глянца не жалеют денег, чтобы журнал лежал на самом видном месте.

известия: Огласите весь список, пожалуйста, серьезных изданий много, а он не может быть гигантским - ведь вы предлагаете размещать эти газеты на том самом видном месте, с которого потеснят глянец.

Щербаченко: Список пока только формируется. И мы, естественно, понимаем, что 100 или даже 50 изданий в него не включишь.

известия: Тогда сколько? 20? И по какому принципу вы будете их отбирать?

 Щербаченко: Думаю, не больше. И в первую очередь это, конечно, издания, которые достаточно полно освещают жизнь города, отношения власти и общества, которые для москвичей реально важны и полезны. Вы ведь не станете спорить, что сегодня в наиболее тяжелом положении ежедневные общественно-политические издания - хотя бы потому, что они живут всего один день.

известия: Кто будет формировать список?

Щербаченко: Вероятно, общественный совет по распространению печати при мэре. Предложений, конечно, будет много - и от властных структур, и от альянсов издателей и распространителей. Придется всесторонне оценивать "кандидатуры" газет и журналов - содержательность, тираж... В конце концов решающее слово останется за мэром. Кроме того, этот список не вечен - если издание, несмотря на оказанную ему поддержку, не будет пользоваться спросом у читателей, в преференциях ему откажут.

известия: Вы не опасаетесь, что такие льготы со стороны власти узкому кругу изданий могут подпасть под статью о недобросовестной конкуренции? Не вошедшие в этот пресловутый список издания вполне могут подать на мэрию в суд...

Щербаченко: Благодарю за заботу и обязуюсь углубить правовую проработку темы. Постараемся не дать оснований для исков.

Источник: "Известия"