Деловое издание на газетном рынке

Правительство Москвы рассмотрело вопрос о развитии системы распространения периодической печати в городе.На первый взгляд, купить газету в Москве - не проблема, в городе более 5000 объектов городской системы распространения печати, среди которых киоски, лотки, автолавки, "ручники". По последним опросам ВЦИОМа, каждый второй москвич покупает газеты в розничной торговле. Однако действующая система не удовлетворяет потребности людей. Налицо неравномерное распределение по округам точек реализации периодики, недостаточно объектов печати "шаговой доступности" в новых микрорайонах. Кроме того, идет активный процесс перепрофилирования киосков печати в продмаги.

По словам председателя Комитета по телекоммуникациям и средствам массовой информации города Москвы Михаила Щербаченко, в столице одна точка реализации периодики приходится на две тысячи жителей. Этот показатель существенно ниже, чем в Европе, где один торговый объект приходится на тысячу жителей, а в Финляндии один киоск обслуживает сто человек.

Отдельная проблема - "вымывание" из лотков и киосков прессы социального значения. "Складывается парадоксальная ситуация: емкость рынка растет, рекламные поступления - тоже, а тиражи ряда общеполитических газет падают, в лучшем случае стоят на месте", - заметил М.Щербаченко.

Причина - в больших денежных запросах распространителей. Такие затраты могут позволить себе только крупные медиа-холдинги. Издатель Павел Гусев привел пример, показывающий механизм формирования цены на газету "Московский комсомолец". Из типографии газета отпускается по оптовой цене 3 руб. 52 коп., но в киосках она стоит уже восемь или девять рублей. И, несмотря на накрутки, распространителю иногда выгоднее продать один журнал, получив прибыль, сопоставимую с продажей десяти газет.

Отчасти проблему распространения печатной продукции могли бы решить малые предприниматели, но сегодня установить киоск по продаже газет практически невозможно - требуется получить согласования в 24 инстанциях. По словам Павла Гусева, средняя стоимость официального оформления киоска - примерно 107 тысяч рублей, но меньше чем за десять тысяч долларов киоск не поставишь. "Взятки присутствуют на всех этапах", - заметил он. Нелегко приходится начинающим издательский бизнес. Чтобы ввести новое издание в сеть распространения, надо потратить до 30 тысяч долларов.

В проекте постановления предусмотрено, что при строительстве новых жилых районов необходимо будет предусматривать точки продажи печатной продукции. В проекте заявлена следующая пропорция: на тысячу жителей десять квадратных метров торговой площади.

Руководитель Департамента потребительского рынка и услуг Владимир Малышков предложил исключить из ассортимента киосков сувенирную продукцию, однако Мэр Москвы Юрий Лужков отверг нововведение.

"В настоящее время налицо неравномерное распределение по округам точек реализации периодики, недостаточное количество объектов печати "шаговой доступности", особенно в новых микрорайонах, - подчеркнуто в проекте постановления Правительства Москвы. - Необходимо расширить и ассортимент предлагаемых изданий, в первую очередь, содержащих социально значимую текущую информацию. Отдельная проблема - внедрение новых технологий распространения, а также эстетическая привлекательность, модернизация конструкций и сооружений, предназначенных для реализации периодики, в соответствии с современными градостроительными нормами. Негативно сказываются на динамике развития рынка распространения СМИ и трудности доступа новых изданий в розничную сеть, и усложненная процедура согласования в органах исполнительной власти мест размещения объектов реализации. Реализация приоритетных направлений возможна только при деятельном взаимодействии профессиональных объединений издателей, распространителей периодической печати и органов исполнительной власти".

Отвечая на вопрос руководителя Департамента поддержки и развития МП Михаила Вышегородцева, считает ли он, что с принятием концепции вместо тех изданий, которые тут презентовали - из киосков ЖелДорпресс - "Интим", "Кайф по выходным", "Совершенно интимно", появятся в киосках такие издания, как "Торговая газета", "Бизнес для всех", "Деловая Москва", М.Щербаченко ответил, что для этого есть определенные виды регулирования. Один из них - конкурс. Обязательное проведение торгов за право установки киосков даст городу возможность ввести в качестве обязательного условия торговлю достаточным набором социально значимой печати.

На вопрос "Бизнеса для всех", удовлетворен ли он ответом М.Щербаченко, М.Вышегородцев ответил так:

- Ответом удовлетворен, а какими на самом деле будут механизмы - посмотрим. Дело в том, что сейчас сложилась порочная практика, когда издатели берут на реализацию газеты, а в конце определенного срока возвращают их, ссылаясь на отсутствие спроса. Когда издатели начинают узнавать причину, пытаются контролировать, то оказывается, что эти газеты даже не выкладывали на прилавок. Сама идея конкурса хороша, но это еще не значит, что распространитель, выиграв конкурс, пообещав продавать социально значимые издания, не положит их под прилавок. Условия конкурса должны быть такие, чтобы победитель брал на реализацию издания, содержащие социально значимую текущую информацию.

- Предложено существенно расширить количество торговых точек. Это плюс для малого бизнеса?

- Безусловно, то, что сегодня принято решение об увеличении количества мест периодической печати в городе Москве из расчета одно торговое место, один павильон площадью десять квадратных метров на тысячу жителей - существенно увеличит количество малых предприятий, занятых в этой сфере. Кроме того, мэр поручил Департаменту поддержки и развития МП в режиме "одного окна" при минимальном количестве согласований - в соответствии с дислокацией, которая утверждена этим постановлением, выдавать разрешения. Это вселяет оптимизм, потому что теперь малые предприятия, предприниматели будут по более упрощенной системе входить в этот рынок.

- Нет ли опасения, что рынок захватят "сетевики"?

- Я думаю, во многом результат будет зависеть от условий, в которых проводится конкурс. Если конкурс будет проводиться среди малых предприятий, а не крупных сетевых структур, тогда у малых предпринимателей появляется полная возможность войти в рынок. Если же будет конкуренция малых предприятий с крупными сетевыми структурами, то у малых предприятий не останется шансов оказаться победителями.Думаю, это поддается регулированию.

- Ваше отношение к автоматам по продаже газет в метро?

- Одно другому не мешает, но, на мой взгляд, автомат не обеспечивает той полноты ассортимента, который можно получить в автолавке. Посмотрите, в одном киоске "Желдорпресс" более ста наименований газет; естественно, никакой автомат не может одномоментно продавать более ста наименований.

- Вы за присутствие сувениров в киосках?

- Полностью согласен с позицией Мэра: сувенирная продукция должна быть в павильонах. Надо поддерживать эту сферу малого бизнеса. Мало того, напомню, что есть постановление Правительства Москвы, которое предусматривает открытие в каждом округе минимум трех магазинов по продаже изделий художественных промыслов.

Источник: Деловая пресса